(итал. scherzo, буквально - шутка), 1) в 16-17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная пьеса, близкая к каприччо . Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл - симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта - как правило, 3-й части цикла. Для С. типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске , часто связано с выражением юмора - от весёлой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно С. пишется в репризной трёхчастной форме с трио более спокойного характера. Классический тип С. утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами С. как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев и Д. Д. Шостакович - в советской. В эпоху музыкального романтизма С. вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов таких С. для фортепиано - Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для оркестра - Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.
Значение слова СКЕРЦО в Большой советской энциклопедии, БСЭ
Что такое СКЕРЦО
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012