(нем. Nazarener, по легендарному месту рождения Христа - Назарету), ироническое название группировки немецких и австрийских художников 'Союз святого Луки' (Lukasbund), основан в 1809 в Вене. С 1810 Н. (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В. Шадов, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт, И. А. Кох и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных общин. Выступая против интернационального позднего классицизма , Н. стремились возродить религиозное монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения и таким образом отражали в своём творчестве религиозно-патриархальные иллюзии, свойственные консервативной линии немецкого романтизма . Избрав объектом подражания в основном произведения А. Дюрера, Перуджино и раннего Рафаэля, они всё дальше отходили от натуры, теряли связи с современной жизнью и довольно быстро впали в сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство по существу смыкавшееся с академическими традициями. Помимо отдельных картин, Н. выполнили коллективные циклы фресок на библейские темы в доме Бартольди (1816-17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из 'Освобожденного Иерусалима' Тассо в Казино Массимо (1819-30) в Риме. Более значительны достижения Н. в области портрета и пейзажа, где они в большей мере обращались к непосредственному наблюдению натуры. В 1820-30-х гг. большинство Н. вернулось на родину, заняв академические и придворные должности.
Лит.: Groschel G., Die Nazarener und ihre Beziehungen zur altdeutschen Malerei, [Munch.], 1937; Verbeck-Cardauns Н., Die Lukasbruder, Kempen, 1947.