Значение слова ШУМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ШУМАН

Шуман (Роберт-Александр Schumann) - знаменитый германский композитор,род. 8 июня (27 мая) 1810 г., в саксонском городе Цвикау, ум. 29 (17)июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Егоимпровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей погимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таитсяистинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил вЛейпцигский унив., но занятия юридическими науками не особенно удачноподвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии -давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828 -29 г., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш.перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе,далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени дляуниверситетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело.Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большимзнатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, атакже письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на переменукарьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г.,переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначалаон занялся игрою на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцевпривела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции.Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширноезнакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовалимногочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкальновосприимчивую натуру Ш. и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptuор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений.В 1834 г. он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik",восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией иубеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газетыМендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойнуюоценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжались до 1844г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875).В 1834 - 35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано- симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны:сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17,"Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана","Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836 - 39 гг.был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинятьвсе дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Ш. в товремя не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Листи отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Ш.стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой цельюон намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший кругчитателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Ш.познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовализданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur,которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлениемМендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на КлареВик, в 1840 г., совпадает поворот его деятельности в сторону вокальноймузыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлытворчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числезнаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 г. Ш. написал свою первуюсимфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названиемчетвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо ифинал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившаяпервую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Ш.обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета,посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных,посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г.Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату"Рай и Пери", на слова Томаса Мура., принятую как в Лейпциге, так иДрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к"Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешаладальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена.Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имелоблагодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского былаисполнена первая симфония Ш., но особого значения, в смысле успехакомпозиций Ш., его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся законтрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c,h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концертa-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 - 48 г. он написал оперу"Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегосяуспеха, хотя знатоки, как напр. Шпор, отнеслись к ней с большимуважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки в"Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilderaus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременнов Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рожденияГете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. вДюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш.,хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропагандыего сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третьясимфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинскаяневеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "СтранствованиеРозы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром,Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты дляфортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия дляскрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже сталопопулярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению егопроизведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Затов следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошелвсе ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью,преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации,во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали емутему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скородостигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна,Ш. скончался через два года. В 1880 г., на сумму, полученную с трехконцертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. -Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830 - 53). Первые10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, вкоторых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности скрасотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазииромантика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Ш.особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведенийШ., даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Какбогатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайнойпрелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественнойвысоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболеегениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальнымсодержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазияс-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерта-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Ш. перешел к вокальной.На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этойобласти Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую,сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он,так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводилих в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его ворганическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьяннаяпартия. Для своих романсов и песней Ш. пользовался стихами Кернера,Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкийвкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне,стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии,за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором;тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальнойлитературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами исвоеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, вбольшинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш.заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин иобразов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur,так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотелназвать весеннею симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высокомузыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной стематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". Вкамерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способныевызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры.Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете дляфортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера"Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценическихусловных приемов, более подходила в натуре Ш. : его "Рай и Пери" - одноиз капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна имузыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Ш.(мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чемистинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти всеобласти музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силывложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал,испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятнымранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когдамногие другие художники только входят в более широкую областьдеятельности. cm. Wasielewski, "Robert Schumann" (Бонн, 1880); A.Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879); P.Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц., 1882); П. Трифонов,"Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения РобертаШумана" (русский перев. в журн. "искусство", СПб., 1860); А. Волховская,"Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899). Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.