(Schumann) — знаменитый германский композитор, род. 8 июня (27 мая) 1810 г. в саксонском городе Цвикау, умер 29 (17) июля 1856 г. Композиторский дар проявился в Ш. очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он по желанию матери и поступил в Лейпцигский ун-т, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг — этот музыкальный центр Германии — давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828—29 гг., относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Ш. перешел в Гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета — большим знатоком музыки, советовавшим Ш. обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Ш., убеждавшего ее согласиться на перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Ш.: в 1830 г., переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала он занялся игрой на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Ш., и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptu op. 5 и др., которые впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений. В 1834 г. он предпринял издание газеты “Neue Zeitschrift f?r Musik”, восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Ш. продолжалась до 1844 г. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием (“Gresammelte Schriften ?ber Musik und Musiker”, нов. изд., Лпц., 1875). В 1834—35 гг. Ш. закончил свои бессмертные произведения для фортепиано — симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, “Davidsb?ndlert?nze” ор. 6. “Kinderscenen” op. 15, “Крейслериана”, “Faschingschwank” op. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836—39 гг. был у Ш. так велик, что, по его собственным словам, он “мог бы сочинять все дальше, дальше без конца”. Особого распространения сочинения Ш. в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика Кларе, Ш. стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но благодаря ей Ш. познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая после первого ее исполнения в Лейпциге под управлением Мендельсона вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Ш. на Кларе Вик в 1840 г. совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Ш., были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен “Dichterliebe”. В 1841 г. Ш. написал свою первую симфонию и начал вторую — d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепианного концерта a-moll. В 1842 г. Ш. обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 г. Ш. перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату “Рай и Пери” на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Ш. начал сочинение музыки к “Фаусту” Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Ш. сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Ш., но особого значения в смысле успеха композиций Ш. его поездка по России не имела. В 1845 г. Ш. принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, а, с, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепианный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847—48 гг. он написал оперу “Геновефа”, в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге, без выдающегося успеха, хотя знатоки, как, напр., Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Ш. с увлечением принялся за сочинение музыки к “Манфреду” Байрона, окончил музыку к “Фаусту” Гете, написал цикл “Bilder aus Osten” в четыре руки. Музыка к “Фаусту” была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения Гете. С 1850 г. начинается капельмейстерская деятельность Ш. в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Ш., хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Ш. в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры “Мессинская невеста”, “Герман и Доротея” и “Юлий Цезарь”, легенда “Странствование Розы” (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, трио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепиано и скрипки, торжественная увертюра к “Фаусту”, фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Ш. настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта “шумановская неделя” имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Ш. в Голландии превзошел все ожидания. Ш. всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовавшие ему тему. В 1852 г. появились первые признаки душевной его болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 г. в санаторий близ Бонна, Ш. скончался через два года. В 1880 г. на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Ш. на его могиле в Бонне. — Композиторская деятельность Ш. продолжалась 24 года (1830—53). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепианным произведениям, в которых Ш. сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика-идеалиста — все это придает фортепианной литературе Ш. особенное значение. Даже в технической стороне фортепианных произведений Ш., даже в пассажах видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Ш. стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Ш., отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат, в особенности, фантазия c-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепианный концерт a-moll с оркестром. От фортепианной литературы Ш. перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Ш. выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Ш. придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это — скорее фортепианная партия. Для своих романсов и песен Ш. пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Ш. был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли Ш. В области симфонии, за которую Ш. взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее, его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, несмотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, несмотря на формы, не являющиеся в большинстве случаев новым словом в искусстве. Сила симфоний Ш. заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний первое место занимает третья — es-dur, так называемая “Рейнская”. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Ш. хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие — к “Манфреду” и “Геновефе”. В камерной музыке и в концертной Ш. дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепиано и струнных. Оперная форма не далась Ш. вполне: его опера “Геновефа” редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила к натуре Ш.: его “Рай и Пери” — одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к “Манфреду” Байрона и “Фаусту” Гете. В духовной музыке Ш. (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Ш. охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Ш. в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Ш. умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности. См. Wasielewski, “Robert Schumann” (Бонн, 1880); A. Reiszmann, “Robert Schumann, sein Leben und seine Werke” (Б., 1879); P. Spitta, “Ein Lebensbild Robert Schumann's” (Лпц., 1882); П. Трифонов, “Роберт Шуман” (СПб., 1885); Амброз, “Жизнь и произведения Роберта Шумана” (русский перев. в журн. “Искусство”, СПб., 1860); А. Волховская, “Роберт и Клара Шуман” (СПб., 1899).Н. С.
Значение ШУМАН РОБЕРТ-АЛЕКСАНДР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ШУМАН РОБЕРТ-АЛЕКСАНДР
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012