(1620—1690) — девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество, в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу. В 1672 г. И. поставлен был в митрополиты новгородские. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам. 26 июля 1674 г. И. возведен был на патриарший престол. В 1675 г. он созвал в Москве собор, которым постановлено было, чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лиц духовного чина ни в чем не судили и ни в чем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только "на непослушников и непокорников". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям И., в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным моск. людей тех лиц духовного сана, который не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 г. И. установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги и взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из свящ. Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще И. заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников "молением и учением". И. рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьих сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: "Извещение о чуде" (М., 1677), "О сложении трех перстов" (М., 1677), "Поучение ко всем православным христианам" (М., 1682), слово благодарственное "Об избавлении церкви от отступников" (М., 1683), "Слово против Никиты Пустосвята" (М., 1684,1721, 1753), И. приписывается еще "Увет духовный" (М., 1682, 1753 и 1791) — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли, впрочем, он действительно принадлежит перу И., хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе "Увета" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как И. не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не И., а Афанасий, архиепископ холмогорский (С. Белокуров, в статье, напечат. в "Христ. Чтении" 1886 г № 7—8, доказывает, что "Увет" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина). "Увет" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При И. начались в Москве волнения из-за вопроса о времена пресуществления св. даров в таинстве евхаристии — волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты. Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи. И. предпринял опровержение учения "папейников", обратясь к восточн. патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Иерусалимский патриарх прислал, между прочим, "Православное исповедание" Петра Могилы, которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греч. училища, открытого патр. И. и царем Феодором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого, замышлял убийство И., патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство, которым торжественно осуждено было учения "папежников". В опровержение этого учения И. также собирался издать сборник "Остен" (см. Евфимий), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании И. содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При И., в 1687 г., киевская митрополия, с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при И. и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан.Ср. житие И., изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в "Страннике" (1873 г., № 1—3 и 6—9); П. Смирнов, "И. патриарх моск." (М., 1881 — из "Чтений в Общ. Люб. Духовн. Просвещ.", 1879—1881 гг.); Г. Воробьев, "О московском соборе 1681—1682" (СПб., 1885); Г. Миркович. "О времени пресуществления св. Даров" (Вильна, 1686); Барсуков, "Всеросс. патриарх И. Савелов" (СПб., 1890) и ст. Белокурова ("Христ. Чт." 1885, 11—12).
Значение ИОАКИМ ПАТРИАРХ ВСЕРОСС. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ИОАКИМ ПАТРИАРХ ВСЕРОСС.
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012