Значение ИОАКИМ КОРСУНЯНИН в Православной энциклопедии Древо

ИОАКИМ КОРСУНЯНИН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоаким Корсунянин (+ 1030 ), епископ Новгородский , святитель .

Память 10 февраля (в Соборе Новгородских святителей ), 4 октября .

Название Корсунянина дано ему или потому, что он был родом из Корсуни или потому, может быть, что до прибытия в Россию он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе .

По просьбе вел. кн. Владимира патр. Николай Хрисоверг прислал в Россию несколько епископов, в числе которых был и Иоаким [1] . Он прибыл в Киев около 991 г. и вскоре (в 992 г.) отправился в Новгород . Год прибытия в Новгород в разных летописцев указан по-разному. Но судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митр. Леоном , который вступил на Киевскую митрополию в 991 г., можно считать 992 г. временем прибытия Иоакима в Новгород.

Митр. Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую.

Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна , перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие. Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснении людям их заблуждения. Большую осторожность употребил он в деле приведения новгородцев к Христианству. Если гражданская власть по отношению к упорным язычникам употребляла строгость, а иногда и насилие, то еп. Иоаким действовал исключительно мерами кротости и благоразумия. Он сам лично и бывшие при нем священники ходили по торгам, улицам, учили людей сколько могли и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам.

Замечательным в облике святителя было то, что это был "муж образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием". Знание славянского языка очень много помогало ему. Проповедь архипастыря, исполненная силы и духа, имела благодатное действие. Сотни новгородцев приняли святое крещение и с радостью помогали св. Иоакиму ниспровергать идолов.

Просветив христианством жителей Новгорода, святитель Иоаким для утверждения в вере новообращенных занялся сооружением для них храмов. Им построены храмы: Софийский (в 992 г.), Иоакима и Анны и обитель Перынь (в 995 г.).

В деле укрепления христианства святитель большое значение придавал просвещению. С помощью ученика своего Ефрема он основал в Новгороде первую школу, куда кн. Ярослав повелел собрать около 300 детей у лучших граждан города и у священно-церковно-служителей. В этой школе под руководством Ефрема стали обучать детей славянской грамоте, истинам святой веры христианской и греческому языку. Все это делалось св. Иоакимом с целью упрочить христианство в умах и сердцах новообращенных, доведших их до полного убеждения путем грамотности, а также приготовить достойных служителей алтаря.

Более 38 лет управлял новгородскою паствою еп. Иоаким и за это время язычество пало не только во всей Новгородской области, но и в прилегающих областях.

Скончался св. Иоаким в 1030 г. и был погребен в созданной им церкви св. прав. Иоакима и Анны .

12 октября 1699 г. при митр. Новгородском Иове обретены его мощи, которые затем перенесены в Новгородский Софийский собор .

О его подвигах по истреблению язычества в Новгороде подробности сообщаются в приписываемой ему Иоакимовской летописи (Татищев, т. I).

Литература

Тихомиров П., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891, т. I, с. 9-18.

Он же Сказание о Новгор. чудотв. св. иконе Знамения Божией Матери. 3-е изд. Новгород, 1902, с. 92.

Толстой М. Святыни и древности В. Новгорода. М., 1862, с. 7, 8, 35.

Голубинский Е. И. Р. Ц., т. I первая половина, с. 242, 272, 277, 574, 710.

Соловьев С.М. История России, кн. I, с. 794.

Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю рус., т. I, 4-е изд. СПб, 1901, с. 78.

Краснянский Г., св. Месяцеслов (святых). Новгород. св. угодн. Божии, открытые и под спудом почивающие..." Новгород, 1876, с. 39-41.

Филарет, архп. Русские святые, т. I, с. 173-177.

Эристов, кн. Словарь историч. о святых, с. 118, 119.

Амвросий Ист. Рос. Иерархии, т. I, с. 67.

Евгений, митр. Словарь дух. писат., т. I, с. 220-226.

Голубинский Е. , с. 109, 137, 157, пр. 5, с. 157-158.

Сенигов Ист. критич. исследов. о лет. Новгород.

Толстой М. Рассказы из И. Р. Ц., с. 15, 16.

Барсуков Н., с. 241.

Ратшин, с. 410, 412, 413.

Строев П., с. 33.

Булгаков, с. 1406.

Н. Д., с. 17.

Святая Русь, № 179.

Р. Пр. Нкр., т. I, с. 350.

Новгородские летописи, по изд. 1789, с. 272, 277, 574, 710.

Прибав. к творен. св. отцев, 1881, кн. IV.

Журнал минист. народного просвещения, 1883, № 10 (с. Линиченко).

Новгород. месяч., с. 39-41.

Истор. разгов. о древн. Новгорода, с. 31-32.

Истор. вестн., 1884, сентябрь, с. 685.

Ж. М. П., 1959, № 10, с. 8.

БЭЛ, т. VI, с. 727, 728.

БЭС, т. I, с. 1077.

РБС, т. VIII. с. 174.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7540

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] По Брокгаузу, Иоаким прибыл на Русь еще священником.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.