Значение БРАТЬЯ СВОБОДНОГО ДУХА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БРАТЬЯ СВОБОДНОГО ДУХА

секта, процветавшая в XIII и XIV стол. и представляющая собою замечательный пример средневековой пантеистической ереси. С их учениям знакомят письма архиепископа кельнского (1306) и епископа страссбургского (1317) и эдикты Климента V (1311) и Иоанна XXII (1330); эти документы приведены у Мосгейма в его сочинении о беггардах (Лпц., 1790). Главные пункты учения: все существующее есть Бог, человек есть Бог, нет различия между Богом и человеком. Грехом было причинено разделение между Богом и человеком, но единение может быть восстановлено чрез сознание его возможности и необходимости. В этом состоянии уже не может быть никакого греха; все, что человек делает, хорошо, потому что он стоит выше всяких различий. В церкви и нравственном законе он более не нуждается. Добродетель есть нечто второстепенное и относительное. Происхождение секты темно; родоначальником ее считают обыкновенно Амальриха бенского, осужденного в Париже в 1210 г. В 1212 г. Ортлиб учил в Страсбурге, что человек должен "воздерживаться от внешнего и следовать внушениям Духа внутри себя". В 1216 г. подобные же мнения проповедовались в Швейцарии. В 1230 г. они появились в Лионе, смешиваясь с учениями вальденсов. В половине XIII в. они появились в Кельне и Швабии, в XIV в. распространились на Рейне, в Голландии и сев. Франции. Секта называла себя Б. свободного, или нового духа, но ей придавались также и другие имена, напр. турлепины в Париже, Homines Intelligentiae в Брюсселе и проч. Их сильно преследовали как папы, так и инквизиция. Секта еще существовала в половине XV века, после чего совсем исчезает.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.