(Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, - 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, - 20.6.1870, там же), французские писатели. Их творческое содружество - своеобразное явление в истории мировой литературы. В 50-60-е гг. братья Г. создали - при удивительно прочном слиянии двух разных писательских индивидуальностей - романы, пьесы, исследования по истории и искусству 18 в. и, наконец, 'Дневник'. В их произведениях переплелись реалистические и натуралистические принципы художественного отражения действительности. С традицией критического реализма связан их интерес к изображению современной жизни, стремление тщательно изучить её и передать в своих произведениях. В романе 'Шарль Демайи' (1860) показана гибель таланта в мире продажной прессы; в 'Рене Мопрен' (1864) психологический анализ способствует разоблачению буржуазной морали. Братья Г. вводили в сферу художественного изображения жизнь 'социальных низов', рисовали духовный мир людей 'бедных классов': роман 'Сестра Филомена' (1861) и лучший их роман 'Жермини Ласерте' (1865). В программном предисловии к нему авторы требовали права на изображение трагедии простого человека. Однако, провозглашая лозунг 'документально точного воспроизведения жизни' в романе, они приходили к пассивному наблюдению, к натуралистичному подчинению факту. Социальный пессимизм, аристократическая аполитичность уводили их от обществ. конфликтов эпохи. Подмена типического бытовым, социального - физиологическим, интерес к патологии, характерные для натурализма как метода, присущи и романам братьев Г. Натуралистические черты особенно отрицательно сказались в их последних совместных романах: 'Манетт Саломон'(1867) и 'Мадам Жервезэ' (1869).
Основным художественным завоеванием братьев Г. явилось создание импрессионистической манеры письма, передающей тончайшие душевные состояния и субъективные ощущения. Мастерством живописной обрисовки, выразительностью стиля братья Г. обогатили традицию французской прозы. Однако нередко в их импрессионистических описаниях люди и предметы становятся лишь элементами зрительного впечатления.
Отход от принципов реализма особенно ощутим в творчестве Эдмона Г. (после смерти Жюля Г.). В 70-80-е гг. он, помимо работ по японскому искусству ('Утамаро...', 1891, и 'Хокусаи', 1896), написал несколько романов, в которых проявились черты декаданса - асоциальность, распад характера, манерность стиля (роман 'Шери', 1884). Лучшее его произведение - роман 'Братья Земганно' (1879, рус. пер. 1936, 1959), посвящен судьбе братьев - артистов цирка.
Братья Г. вели 'Дневник', который до 1895 продолжал Эдмон; полностью был опубликован позднее (1956-58). В 'Дневнике' нашли отражение (часто субъективное) литературная жизнь эпохи, эстетические взгляды братьев Г. и их современников.
По завещанию Эдмона Г. его состояние перешло в фонд ежегодной литературной премии, которую присуждает Академия Гонкуров, существующая и в наши дни. Гонкуровская премия - одна из почётных литературных наград во Франции.
Соч. в рус. пер.: Полн. собр. соч. Вступ. ст. В. Гофмана, т. 1-3, 6, М., 1911-12; Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки из дневника. Ред. и вступ. ст. Н. Рыковой, Л., 1961; Дневник... Избранные страницы. [Вступ. ст. В. Шора], т. 1-2, М., 1964; Гонкур Э. де, Актриса (La Faustin). Вступ. очерк А. Эфроса, М., 1933; то же, Пенза, 1957.
Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Zola E., Les romanciers naturalistes, 2 ed., P., 1881; Billy A., Les frères Goncourt, P., 1954; Baldick R., The Goncourts, L., 1960 (имеется библ.).
З. М. Потапова.