Значение АНАНЬИНЫ МАРЬЯ, ОЛЬГА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АНАНЬИНЫ МАРЬЯ, ОЛЬГА

(офицерские дочери, две сестры) — первые актрисы на драм. сцене, о которых впервые упоминается в летописях русского театра. Женщина как актриса на русской сцене появилась лишь в царствование Елисаветы Петровны, в 1756 году. До этого времени женские роли исполнялись мужчинами, и даже корпусные офицеры Сечкарев и Лобызев обучали русских артистов играть женские роли. Представления тогда давались на сцене театра в Головкинском Каменном дворце на Васильевском острову (близ Кадетского корпуса, на том месте, где ныне Академия художеств), под дирекциею А. П. Сумарокова (см. это сл.) и при главном заведовании театрами барона Сиверса (впоследствии графа). Хотя уже в 1752 году по указаниям А. Карабанова ("Основание, 1750, русского театра кадетами первого кадетского корпуса", СПб., 1849, стр. 28) приняты были в первые русские актрисы Елисавета Зорина (из танцовщиц) и знаменитая А. М. Михайлова (см. это сл.), но на сцене они не появлялись; Штеллин же не говорит ни слова ни о Зориной, ни о Михайловой, а называет первыми русскими актрисами двух А. и Мусину-Пушкину (см. это сл.) "С.-Петербургский вестник" (1779, ч. 4, стр. 93). Известия же о Зориной и Михайловой явились у позднейших летописцев театра, и вероятно, что последние поступили в петербургскую труппу уже позже. Все известия передают, что в 1754 г. женщины еще не играли на русской сцене. Вернее то, что на сцене появились они лишь по окончательном утверждении русского театра, а до тех пор только учились и подготовлялись. Да и в законодательстве слово "актриса", примененное к русскому драматич. театру, впервые упоминается в именном указе сенату от 30 авг. 1756 г. об учреждении публичного российского театра, где говорится: "а для оного (театра) повелели набрать актеров и актрис"; далее в том же указе: "а в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число". Марья и Ольга А. вскоре после поступления на сцену вышли замуж за актеров: первая — за Григория Волкова (см. это сл.); вторая — за Якова Шумского ("Русский вестник", 1869, № 6, стр. 560).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.