Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Блаженный (греч.: μαχάριος).
Наименование («блаженный Василий») или первая часть наименования («блаженный Василий , Христа ради юродивый») лика (чина) юродивых . См. Юродство .
Именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника благочестия (независимо от его лика святости или вида подвига) в качестве прилагательного со значением « стяжавший евангельские блаженства », « живущий по заповедям евангельских блаженств » («От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев...» — тропарь прп. Серафиму Саровскому ).
Именование, прилагаемое ко всякому человеку, стремящемуся вести праведную жизнь, в качестве прилагательного со значением « счастливый , благополучный » («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха"» ( Рим. 4, 6 –8); «Блажен человек, который переносит искушение; потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1, 12 ).
утвердившееся именование некоторых святых («блаженный Никита , тайный угодник Божий»; «блаженная княгиня Ольга »; «блаженный Иероним »; «блаженный Августин ») и церковных писателей («блаженный Феодорит, епископ Киррский »). Причины, по которым за теми святыми, чей подвиг не относится к юродству и чей лик может быть легко выявлен, утвердилось именование блаженный(ая), могут быть названы лишь предположительно. Некоторые жития и проложные памяти начинались этим прилагательным (в значении 2 и 3) и часто употребляли его, так что оно стало восприниматься как особое именование (например: «Сия блаженная Ольга...», «Ольга блаженная, аки денница...»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита...»).
Предполагают, что именование святых Иеронима и Августина как блаженных отражает западную традицию беатификации , т. е. объявление человека блаженным (beatus) и допущение почитания его в одном месте или церковном обществе - приблизительно соответствует местной канонизации в Восточной Церкви [1] . Но этому противоречит то, что блаженный Августин почитается как один из авторитетнейших отцов Западной Церкви (doctores ecclesiae), а также то, что употребление прилагательного блаженный в качестве именования известно и по отношению к святым Восточной Церкви, где беатификация не совершалась. В различных изданиях житий и месяцесловах составители иногда уточняют именование святого согласно его подвигу и лику. Так, святой Иероним именуется преподобным , святой Августин — святителем , епископом Иппонийским, святая Ольга — святой праведной великой княгиней (в надписании жития, хотя по тексту — «блаженная»). Из всех этих случаев принципиально для Русской Церкви было именование святой Ольги. В месяцесловах служебников и в надписании службы в Минеях синодального издания она именовалась «святой блаженной княгиней». По инициативе архимандрита Иннокентия (Просвирнина) (+ 1994 ) ее именование на отпустах и на литии , а также в месяцесловах и в надписании службы было принято как «святая равноапостольная великая княгиня Российская».
Прилагательное «блаженный», без специального значения, употребимо перед именем святого, если речь идет о том времени его жизни, когда он еще не был рукоположен в епископский сан (святитель), еще не вышел на подвиг служения (равноапостольный, исповедник ), еще не претерпел мученической кончины ( мученик ) или еще не стяжал той святости лика, которую явил в конце жизни (преподобный и др.).
Использованные материалы
Андроник (Трубачёв), игум., «Блаженный [греч. makarios]», Православная энциклопедия , том V, Москва, 2002:
http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=45924&p_comment=complex
Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов
http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
[1] Этого мнения придерживается Живов. По его объяснению наименование блаженного в последнем смысле стали прилагать в России в XIX веке к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у римо-католиков ), в тех случаях, когда почитание их установилось до т.н. " разделения Церквей " и тем самым признается Православной Церковью. См. Живов, В. М., _Святость. Краткий словарь агиографический терминов_, http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент