Александр Сергеевич [1886—1923] — писатель. Р. в с. Новиковке, Мелекесского у., Самарской губ., в семье крестьянина, б. унтер-офицера лейб-гвардии уланского полка. Отец Н. позднее отошел от деревни и служил в городе швейцаром и т. д. Сам Неверов жил в деревне у деда, занимался земледелием, затем работал в городе (в типографии, в лавке), поступил в учительскую семинарию, кончил ее и около 10 лет был народным учителем. С 1906 начал печататься. В революции Н. принимал активное участие (член
646 Самарского совета солдатских депутатов). Сотрудничал в ряде советских газет, с 1922 жил в Москве.
Творчество Н. неразрывно связано с деревней и ярко отражает классовую борьбу в ней до и после революции, в частности в период гражданской войны. Наиболее крупные его произведения — «Гуси-лебеди», «Ташкент — город хлебный», «Бабы», «Марья-большевичка», «Андрон Непутевый». Восторженно приветствовав Октябрьский переворот, Неверов посвятил все свое творчество отражению процесса революционного изменения уклада жизни деревни. В произведениях Неверова ярко показаны борющиеся силы деревни — революционная, активно действующая бедняцко-батрацкая часть, испытывающее колебания середнячество, контрреволюционное кулачество. Неверов с большой симпатией и внимательностью рисовал происходившее в условиях советской действительности пробуждение революционной активности бедноты, прежде задавленной кабальным существованием (Андрон, Федякин, Марья). Слабая сторона творчества Неверова в том, что революционную ломку деревни Неверов показывал вне связи ее с городом, упустил руководящую роль пролетариата. Сказались в его произведениях также нотки гуманизма, пережитки народнических воззрений. Даже в «Гусях-лебедях», где с наибольшей яркостью показано классовое расслоение деревни, о гражданской войне дано представление как о войне братоубийственной, войне между сыновьями единой матери-земли. Мотивы жалости выражены в отношении к прошлому: «И жалеть нельзя, и не жалеть нельзя» («Андрон Непутевый»). Давая ряд отдельных революционных образов (Федякин — «Гуси-лебеди», Марья — «Марья-большевичка»), Неверов в то же время не поднимался до больших революционных обобщений. Чрезвычайно большое внимание отводил Н. сельской интеллигенции (преимущественно учительству — ему посвящена значительная часть произведений Н.: «Учитель Стройкин», «Серые дни», «Страх», «Без цветов», «Дети»,
647 «Шапка с пером», «Шкрабы», отчасти «Гуси-лебеди» и др.) значение к-рой в революции писатель преувеличивал. Особенности творчества Н., с одной стороны, — революционное устремление, отражение классовой диференциации деревни, раскрытие контрреволюционности кулачества; с другой — нечеткость в понимании конечных социалистических целей революции, значения коммунистической партии, наличие элементов «стихийности». По своей классовой основе Н. — выразитель идей и чаяний бедняцкой части крестьянства, ставшей на защиту завоеваний Октября. Творчество Н. имело большое плодотворное значение для формирования послеоктябрьской крестьянской лит-ры. Оно давало положительный пример умения писателя обрисовать социальную физиономию революционной деревни, намечало своеобразие крестьянской литературы и тем самым как бы открывало собою богатую по результатам своего развития литературу о социалистическом преобразовании деревни. Хорошее знание деревни, ее быта, языка и т. д., яркое, хотя и неполное отражение классовой борьбы в ней, общая революционная настроенность — все это делает творчество Н. ценным для нашего времени. Марксистская критика занималась Н. мало и бегло. Библиография: I. Полн. собр. сочин., 7 тт., изд. «ЗиФ», М. — Л., 1926 (неск. изд.); Избранное, 2 тт., изд. Московского т-ва писателей, М., 1933. II. Александр Неверов, изд. «Никитинские субботники», М., 1928 (статьи Г. Якубовского, Л. М. Клейнборта, Е. Ф. Никитиной, С. В. Шувалова, В. Л. Львова-Рогачевского, В. Евгеньева-Максимова, А. К. Воронского, С. Ингулова, П. И. Лебедева-Полянского, Т. Николаевой, Г. Горбачева, Н. Н. Фатова, А. Дорогойченко, К. Чужака); Тимофеев Л., Творчество Неверова, «Русский яз. в советской школе», 1930, № 1. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928. Л. Тимофеев