Значение АНАНЬИНСКИЙ МОГИЛЬНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АНАНЬИНСКИЙ МОГИЛЬНИК

находится на правом берегу Камы у села Ананьина, в пяти верстах от города Елабуги Вятской губ. Открытие его произошло случайно, вследствие весенних разливов, которые стали обнаруживать в этом месте человеческие кости и разные древние предметы. Поэтому в 1858 г. была предпринята первая раскопка, которая производилась под руководством чиновника удельного ведомства г. Алабина, составившего отчет об этой работе; несмотря на то, что могильник был пересечен при этом только одним продольным рвом, а прочие части его остались нетронутыми, найденные в нем черепа и вещи оказались столь любопытными, что тотчас обратили на себя внимание представителей русской науки. После г. Алабина вторичные раскопки были произведены в 1865 году по поручению Археологической комиссии русским археологом П. И. Лерхом; наконец, после Лерха его расследовал А. И. Невоструев, которому удалось, между прочим, собрать по частям один из резных камней, лежавших прежде на могильнике. Могильник при его первом исследовании представлял собою курган около 1 саж. вышиною и 219 шагов в окружности. На поверхности его были, по словам старожилов, какие-то камни с изображениями. Внутри кургана со стороны села Ананьина был найден круглый вал 28 шагов в окружности, обложенный "насухо", т. е. без раствора, необделанными каменными плитами; внутри его было три костяка, пережженная земля, глина и уголья. Посередине кургана были открыты две гряды, также обложенные плитами, и, наконец, в конце кургана — такой же круглый вал, как и в начале, только поменьше. Всех костяков было найдено г. Алабиным около пятидесяти. Вот одно из погребений, как его описывает г. Алабин: "На одре, сложенном из угля, сгоревших бревен и больших, стоймя поставленных кусков дерева, оказался костяк, лежавший лицом к северу. В самом одре и на поверхности его, у этого костяка, найдено много различных вещей, а в особенности горшков, наполненных землистою массою и мелкими обугленными костями. Таких горшков находилось: — три больших над самою головою скелета, два горшочка у правого бока, по два еще у обоих колен и один у левой ступни. Около головы найдено было украшение из глиняных бус, покрытых глазурью; у ног — бронзовые бляшки и бронзовые ожерелья". Кроме костей человеческих, были найдены кости разных животных и, между прочим, лошади, и множество разных предметов, как, напр., оружие, горшки, украшения платья, металлические части конской сбруи, точила, ножи и, наконец, вероятно, амулеты. Все эти предметы были сделаны из бронзы, железа и даже из камня, как, напр., кремневые наконечники стрел. Таким образом, в Ананьинском могильнике являются образцы изделий всех трех веков: каменного, бронзового и железного. Из бронзы сделаны рукоятки ножей и кинжалов, разные украшения, как, напр., гривны (см. это сл.), цепочки, застежки, бляшки и проч.; из железа — лезвия ножей и кинжалов и наконечники стрел; из камня — два шиферных точила и также наконечники стрел. Бронзовые предметы украшены или животным орнаментом, напр. драконами, головками разных зверей и т. п., или же геометрическим орнаментом в виде зигзага, кругов и спиралей. Что касается эпохи сооружения могильника, то, конечно, она не может быть определена с точностью; но несомненно, что он относится к весьма отдаленному времени, на что указывают многие признаки: во-первых, мы видим в нем полное отсутствие признаков письма и монет, которые встречаются в позднейших погребениях бронзового и железного века, во-вторых, все железные предметы сделаны чрезвычайно грубо и притом по образцу тех же предметов бронзового века, т. е. кельтов, секир, топоров и пр., в-третьих, бронзовые топоры по своей форме — не что иное, как дальнейшее развитие формы каменного топора, присущей каменному веку на севере России, и, наконец, в-четвертых, нахождение железных предметов вместе с бронзою прямо показывает, что Ананьинский могильник принадлежит к концу бронзового и началу железного века. Каким народом сооружен этот могильник, также нельзя сказать с точностью. На надгробной плите, собранной К. И. Невоструевым, изображен человек во весь рост, в одежде и в вооружении. На голове у него остроконечная шапка с какими-то длинными до плеч лопастями, напоминающая несколько круглые шлемы с сетками наших кавказских горцев; на лице нет ни усов, ни бороды; на шее надета гривна. Сам он одет в короткий кафтан, наподобие поддевки с рукавами, и стянут поясом, на котором висит с правой стороны кинжал, сходный по форме с мечами, найденными в могильнике. Но всего этого, конечно, очень мало для решения вопроса о национальности соорудителей могильника. Ясно только, что он принадлежит народу, жившему задолго до Р. Х. между Волгою и Уральским хребтом. Более подробные сведения и рисунки найденных предметов находятся в статьях, обнародованных его исследователями. — Записка г. Алабина напечатана в "Вестнике Географич. общества" за 1860 г., 6; работы П. И. Лерха описаны в "Отчете Археологической комиссии за 1865 год", а исследование К. И. Невоструева помещено во II томе трудов Первого Археологического съезда. См. Раскопка.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.