? патриарх Константинопольский с 784 по 806 г., родом из знатной семьи. Во время реакции против иконоборства Т., занимавший место секретаря императрицы Ирины, играл выдающуюся роль. Избранный в преемники смещенного патриарха Павла, Т. ревностно принялся за подготовление Вселенского собора, цель которого заключалась в восстановлении православного взгляда на иконы, отвергнутого иконоборческим собором 754 г. Уже при самом своем избрании патриарх поставил условием возвращение церкви к иконопочитанию. Однако могущественная оппозиционная партия, имевшая сторонников среди войск и столичного населения, долго тормозила дело, так что VII Вселенский собор мог состояться только в 787 г., в Никее. На соборе иконопочитание было восстановлено и богословски обосновано. Сочинения Т. (6 писем, гомилия и полемика против иконоборцев) изд. у Migne, "Patrol, gr.", 98. Речь его при избрании в патриархи сохранилась у Феофана (de Boor, I, 458?460). Житие Т., имеющее важное историческое значение, написано Игнатием, константинопольским диаконом, впоследствии митроп. Никейским лично знавшим патриарха (изд. J. Heike), "Acta Societ a tis scientiarum Fennicae", 17, Гельсингфорс, 1889, с примеч. и указателем; ср. Gebhardt, "Deutsche Litteraturzeitung", 1890). См . Акты VII Вселенского собора в изд. Labbe, "Sacrosancta Concilia". VII (= "Деяния вселенских соборов", т. VII, перевод Казанской дух. акад., 1873 г.); Krumbacher, "Geschichte der Byzant. Litteratur" (1897); Ф. Успенский, "Очерки византийской образованности" (I, 1891); Герцберг, "История Византии" (пер. Безобразова, 1896).
А. Г?б.