Значение ЗАХАРИЯ КОПЫСТЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ЗАХАРИЯ КОПЫСТЕНСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Захария Копыстенский (+ 1627 ), иеромонах , южно-русский деятель XVII века.

Точных сведений о его происхождении нет. Воспитание он получил, по-видимому, в Львовской братской школе .

Из сочинений Захария Копыстенского можно заключить, что он путешествовал в Молдавию и Валахию , а быть может, и в южно-славянские земли.

В 1616 г. Захария появляется в Киеве . В Киево-Братском монастыре , в который вступил он, собрался тогда целый кружок ученых, как, например, Лаврентий Зизаний , Памва Берында , Тарасий Земка и др.; около этого же времени монастырь приобрел и типографию, и уже в 1617 г. Захария издает в ней Часослов с двумя предисловиями. Ему же принадлежит изданная в 1619 г. под псевдонимом Азария "Книга о вере", направленная преимущественно против папистов . Затем Захария принимает участие в издании "Анфологиона" и "Бесед Иоанна Златоуста на послание ап. Павла"; в то же время он пишет и свое известное полемическое сочинение, направленное против латинян, — "Палинодию" (ок. 1622 ). Написанная им "Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии" осталась неизданной.

В 1624 г. Захария вступил в управление Киево-Печерскою обителью ; много заботился об издании книг, успешно защищал автономию монастыря. Памяти своего предместника, Елисея Плетенецкого , Захария посвятил два слова: "Казанье на честном погребе блаж. мужа и превелебнаго отца Кир Елисея" и "Омилию" (о поминовении усопших).

Скончался в 1627 г.

Главное сочинение З. К., "Палинодия", оставалось ненапечатанным до 1878 г. [1] , но в рукописях оно было известно южно-русским богословам, которые широко пользовались им. Известно оно было и в Московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. Написана "Палинодия" против сочинения виленского униатского архимандрита Льва Кревзы "Оборона унии", которому Захария следовал и в плане своего сочинения. Захария Копыстенский является здесь не только опытным полемистом, но и человеком с большой эрудицией; он хорошо знаком не только с Св. Писанием и отцами Церкви восточной и западной, но и с канонами, византийским законодательством, византийскими и западными историками, польскими и русскими хрониками и летописями, а также с западно-русской полемической литературой.

Использованные материалы

В. З. Завитневич, "Палинодия Захарии Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII вв." (Варшава, 1883),

Сахаров "Обозрение славяно-русской библиографии" (СПб., 1849; здесь указано, что Азарий — псевдоним Захария).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] издано П. А. Гильтебрантом в IV т. "Русской исторической библиотеки"

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.