? основатель монашества и монастыря на острове Валаам. Сведения о нем очень скудны и разноречивы. По местной валаамской легенде, носящей в рукописи заглавие "Оповедь", бывшей в распоряжении составителя книги "Валаамский монастырь" (изданной самим монастырем в 1864 г.), начало христианству на Валааме положено еще св. апост. Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал и на Валааме. Позже, но все-таки довольно близко ко времени Андрея, упоминается в "Оповеди" С., "преподобный" по жизни, который был не из местных обитателей, а пришлый "с восточных стран"; некоторые считали его за грека, а другие ? за новгородца, даже за бывшего новгородского посадника. Оставшись на Валааме, С. занялся строением бойниц для защиты от нападавших шведов (?), тесал камни правильных форм, чертил на них письмена и т. д. "Оповедь" описывает его как "изобразителя", т. е. умеющего делать изображения на дереве и камне. Будучи монахом и пресвитером, С. стоял во главе и гражданского управления острова. Он обратил ко Христу местного властителя Мунга, язычника, назвав его при крещении Куартом. Достоверность всех этих сказаний ничем не подтверждена. Преосв. Арсений (в "Летописи церков. событий", СПб., 1880) категорически утверждает, что препод. С. и Герман (см.) положили основание Преображенской обители на Валааме в 1329 г. Того же мнения держится и архим. Игнатий, автор "Кратких жизнеописаний русских святых" (СПб., 1876). С древних времен тела С. и Германа, остававшиеся нетленными, чтились в России как святыня. В 1819 г. СПб. митрополит, к епархии которого принадлежал Валаам, ходатайствовал о полной канонизации С. и Германа Валаамских, так как "свидетельств о их чудесах довольно есть". Память их 28 июня. См. "Историч. сведения о СПб. епархии", составленные и изданные СПб. епархиальным историко-статистическим комитетом (т. IV, СПб., 1875).
Н. Б ? в.