(Bernini, Giovanni Lorenzo) (1598-1680), итальянский скульптор, архитектор и рисовальщик. Родился в Неаполе 7 декабря 1598 в семье флорентийского скульптора Пьетро Бернини; в 1604 семья переехала в Рим. Джан Лоренцо учился у отца, а также изучал античную и современную итальянскую скульптуру и произведения Микеланджело. В 1619-1625 работал по заказам семейства Боргезе (эти произведения хранятся на вилле Боргезе в Риме). На всем протяжении своего творческого пути он пользовался покровительством пап и аристократии как в Италии, так и за ее пределами. В 1665 мастер был приглашен во Францию Людовиком XIV для перестройки Лувра. Несмотря на то, что его проекты не были осуществлены, они сыграли значительную роль в распространении стиля римского барокко в других странах.
Создатель многочисленных зданий, памятников, статуй, фонтанов и автор идей, оказавших огромное влияние на бесчисленных последователей и подражателей, Бернини внес большой вклад в формирование современного облика Рима. Прямое или косвенное воздействие его искусства на развитие скульптуры по всей Европе продолжало ощущаться до тех пор, пока в середине 18 в. не восторжествовал классицизм. Трактовка надгробия как погребальной мистерии (Надгробие папы Александра VII в соборе св. Петра, 1671-1678), его концепция портрета как фиксации живого, быстро меняющегося облика человека (Бюст Шипионе Боргезе, 1632, Рим, галерея Боргезе), умение сочетать естественные и искусственные формы в композициях фонтанов (Фонтан четырех рек, 1648-1651, Рим, Пьяцца Навона), способность к нахождению композиционного единства скульптурных групп (Плутон и Прозерпина, 1621-1622, Рим, вилла Боргезе) стали примерами для подражания.
Одним из лучших произведений Бернини является капелла Корнаро в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме (1647-1652). Здесь задачей Бернини было создание художественного синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Капелла задумана как театральная сцена. Центральное место занимает скульптурная группа Экстаз св. Терезы. Она фланкирована рельефами с изображениями кардиналов в ложах, играющих роль зрителей.
Типичные для творчества Бернини задачи и пути их решения демонстрируют произведения, выполненные им для собора св. Петра (1657-1666). Огромный киворий над алтарем отмечает центр пространства интерьера главного храма католического мира. Бернини применил для его украшения золото и другие драгоценные материалы. Роскошь и великолепие должны были служить прославлению престола св. Петра. Статуя св. Лонгина господствует в отведенном для нее пространстве благодаря характерному приему, использованному скульптором: формы и складки драпировок подчинены энергичному диагональному движению.
Среди архитектурных произведений Бернини: площадь св. Петра, палаццо Киджи-Одескальки, вилла Барберини и церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1658). Для них характерен крупный масштаб, эффектные драматические контрасты и соотнесенность здания с окружающей средой.
Бернини был не только скульптором и архитектором, но проявил себя во множестве других сфер деятельности: от устройства грандиозных празднеств до создания лаконичных, смелых и остроумных карикатур. Умер Бернини в Неаполе 28 ноября 1680.