(итал. Firenze, прежде Fiorenza, лат. Florentia — "цветущий город") — гл. гор. провинции Ф., до 1859 г. гл. гор. Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43° 46' с. ш. и 11° 17' в. д. от Грин., на высоте, в среднем, 51,8 м, в долине по обоим берегам р. Арно, который в этом месте сжат двумя запрудами (pescaje), имеет от 120 до 160 м ширины и делит город на 2 части. Северная часть города окружена отрогами Апеннинских гор. Ф. после Милана и Турина — самый чистый и опрятный из больших городов Италии. Климатические условия во Ф. в общем довольно благоприятны для здоровья; только для страдающих грудными болезнями пребывание здесь может представлять некоторую опасность ввиду частых и довольно резких изменений в температуре. Средняя температура в январе 5°, в июле 25,1°; средняя годовая температура 14,6° Ц. Жителей в 1881 г. было 169001, в феврале 1901 г. — 204950 челов. Ф., нередко называемая "la bella" (красивая) и "la gentile" (прелестная), давно заслужившая имя "итальянских Афин", значительно увеличилась после срытия (с 1859 г.) городских стен на протяжении почти 10 км. Из девяти сохранившихся городских ворот выдаются Порта алла Кроче (построенная в 1330 г.), Порта Сан Галло (в 1284 г.) с фресками Гирландайо, Порта Романа (построенная в 1328 г. Джакопо Орканья), Порта Сан Фредиано (1324) и Порта Сан Миниато. Две цитадели: меньшая — Бельведере, на самом высоком пункте города; большая — Форте ди Сан-Джованни-Баттиста, в центре города. Вдоль обоих берегов реки набережная, так назыв. Лунгарно. Через р. Арно перекинуто шесть мостов, из которых самый древний Понте алле Грацие, построенный в 1237 г. Трехарочный "Старый мост" (Понте-Веккио), уцелевший еще от римского времени, с лавками золотых дел мастеров, был перестроен в 1362 г., Понте-Санта-Тринита — в 1467 г. Частью очень узкие и из-за выдающихся крыш домов полутемные улицы Ф., вымощенные с 1237 г. кирпичами, а позднее каменными плитами, в настоящее время во многих местах уже расширены. Проложенная на месте прежних укреплений широкая улица Виале-деи-Колли опоясывает лежащую на сев. берегу р. Арно часть города. Из 23 более значительных площадей центром городской жизни является Пиацца делла Синьория, самая богатая произведениями искусства, с Палаццо Веккио и Лоджия деи Ланца; в ее настоящем виде она с XIV в. была ареной народных собраний, празднеств и битв; Савонарола и два доминиканца были в 1498 г. здесь сожжены; на ней стояла до 1873 г. колоссальная статуя Давида работы Микеланджело (в настоящее время в купольном зале академии); здесь же Геркулес, убивающий Кака, работы Бандинелли; большой фонтан с Нептуном и Тритонами работы Амманати и бронзовыми фигурами учеников Джованни да Болонья (1575); Марцокко — бронзовый лев, новая копия с оригинала Донателло в национальном музее; конная статуя Козимо I работы Джованни да Болонья (1594). Пиацца делла Сантиссима Аннунциата с трех сторон окружена колоннадами; украшена двумя фонтанами работы Пиетро Такка (1629) и конной статуей великого герцога Фердинанда I (работы Джованни да Болонья), отлитой в 1608 г. из отнятого у турок металла. На Пиацца Санта Мариа Новелла, украшенной двумя мраморными обелисками (1608), накануне праздника св. Иоанна Крестителя, покровителя города, по установлению (1563) Козимо I происходили конские ристалища четверок, запряженных в колесницы, с возницами в римских костюмах. Пиацца Санта Кроче с памятником Данте — мраморной статуей в 6 м высоты, на цоколе в 7 м, работы Пацци, поставленной в 1865 г. по случаю 600-летнего юбилея рождения поэта. Пиацца Санта Тринита, с гранитной статуей из терм Каракаллы в Риме, перенесенной сюда в 1563 г. и увенчанной в 1581 г. порфировой статуей Справедливости работы Тадди, на которую позднее был накинут бронзовый плащ. Из 170 церквей и капелл Ф. прежде всего бросается в глаза величественный собор Санта Мариа дель Фиоре, начатый постройкою в 1294 г. на месте старой церкви св. Репараты; отдельно от него стоит колокольня в 84 м высотой, отделанная, как и самый собор, разноцветным мрамором; отдельно стоит и древнее (XV стол.) здание крестильни (Battistero San Giovanni) в тоскано-романском стиле. Церк. Санта-Мариа Новелла в тосканско-готическом стиле, начатая постройкою в 1278 г.; церковь Сан-Спирито — базилика, построенная в 1487 г. в форме латинского креста, по внутренней отделке одно из самых красивых зданий во Ф.; церковь Санта-Кроче (1294—1442) — пантеон Ф. с памятниками Данте, Микеланджело, Галилея, Макиавелли и других великих граждан Ф. Сантиссима Аннунциата, основанная в 1250 г., позднее расширенная и украшенная. Сан-Лоренцо, в 390 г. основанная и в 397 г. освященная св. Амвросием Медиоланским, одна из древнейших церквей Италии; в 1423 г. пострадала от пожара, в 1425 г. была отстроена в стиле древнехристнской базилики. Санта-Тринита, построенная в 1250 г. и переделанная в 1570 г. На левом берегу Арно, в Санта-Мариа-дель-Кармине, капелла Бранкачи с очень важными для истории искусств фресками. Рядом с городом базилика Сан-Миниато-аль-Монте (в большей части XII в.) в тоскано-романском стиле. Из многочисленных, обращенных с 1865 г. по большей части под административные, военные и художественные учреждения, мужских и женских монастырей разных орденов замечательны Санта-Мариа-Новелла, Санта-Кроче и Сан-Марко, отчасти размерами, отчасти классическими произведениями искусства. Ф. богата дворцами в строгом стиле, с фасадами простыми и без украшений, часто из огромных, грубо обтесанных глыб фьезоланского камня. Внутри один или несколько четырехугольных дворов, обнесенных аркадами, откуда нередко крутые лестницы ведут в жилые комнаты. Зубчатые верхи некоторых из этих дворцов, крепкие, обитые железом ворота, толстые, в 1—2 м, стены домов и кое-где над ними возвышающиеся башни напоминают о кровавых столкновениях средневековья. Самое большое и красивое из этих зданий — Палаццо Питти в стиле раннего Ренессанса. Палаццо Веккио — первоначально резиденция синьории республиканского правительства, потом великого герцога Козимо I, теперь городской дом, построенный в 1298 г., с "Залом Пятисот", одним из самых больших и величественных в Европе. Близ него построенная в 1376—82 г. знаменитая Лоджиа деи Ланци (получившая свое название от немецких телохранителей Козимо I). В Палаццо Уффици, построенном в 1560—74 гг., теперь национальная библиотека, архив и знаменитая Галлериа дельи Уффици с богатым собранием произведений искусства; в Accademia delle belle Arti богатая, расположенная в хронологическом порядке коллекция картин старейших флорентинских мастеров; с 1873 г. здесь же находится и колоссальная статуя Давида, работы Микеланджело. Палаццо Строцци (1489—1553) представляет собой высшую ступень развития флорентинского архитектурного стиля; Палаццо Рикарди — когда-то жилище знаменитых Медичи старшей линии, в 1865—71 г. резиденция министерства внутренних дел; Палаццо Подеста, теперь назыв. Bargello, начатый постройкою в 1255 г., с XVI стол. по 1859 г. служивший зданием суда и тюрьмы, в 1859—65 г. отлично реставрированный и обращенный в национальный музей. Университет (философский, физико-естественный и медико-хирургический факультеты и фармацевтическая школа Scuola di farmacia), основанный в 1349 г. и в 1859 г. преобразованный в институт высших наук (Institute di studi superiori pratici e di perfezionamento), с курсами философии, истории, археологии и литературы (слушателей 400—450 чел.). Военно-географический институт; практическая школа военных врачей. Недавно по частному почину открыт институт для подготовления к дипломатической и всякой другой государственной службе. Высшее девичье училище, учительские семинарии мужская и женская. Художественное училище для образования архитекторов; музыкальная консерватория; основанная в 1882 г. немецкой колонией немецкая школа для мальчиков и девочек; частное девичье училище с пансионом; основанное диаконисами девичье училище; две гимназии, реальное училище. Accademia della Crusca, институт для исследования истории Тосканы и Умбрии, Accademia dei Georgofili (для поощрения сельского хозяйства), Общество поощрения драматического искусства, Филармоническое общество, Societ? d'Incoraggiamento delle belle Arti, ежегодно устраивающее выставки картин. Кроме уже упомянутых художественных собраний, имеются еще "Галлериа дельи Арацци", собрание стенных ковров в Палаццо Крочетта, галерея Буонаротти с произведениями и эскизами Микеланджело, "Галлериа Торриджиани" в палаццо того же названия, картинная галерея в воспитательном доме, открытый в 1891 г. соборный музей, в котором хранятся преимущественно художественные произведения, взятые из собора и баптистерия (римские и этрусские древности, рельефы, серебряный алтарь и т. д.). Музей естествоведения (Museo fisico e di Storia Naturale), основанный великим герцогом Леопольдом I; кроме зоологических коллекций, в которых особенно богато представлен отдел орнитологии, прекрасное полное собрание восковых препаратов по анатомии и зоологии и целая масса художественно исполненных из воска лепных растений. К музею принадлежат обсерватория и ботанический сад; здесь читаются бесплатные лекции по всем отраслям естествоведения. С 1841 г. здесь же хранятся инструменты и другие предметы, напоминающие о Галилее. Богатый археологический музей с предметами из древних могильников и египетскими и этрусскими древностями (последние добыты по большей части во время путешествия Росселини в 1827—29 г.), помещается в Палаццо Крочетта; основанный А. Де Губернатисом индийский музей, а также минералогические и геологические коллекции бывшего университета — в Instituto di studi superiori. Главные общественные библиотеки: 1) основанная в 1444 г. Козимо Медичи библиотека Медичейская, или Laurentiana (4000 томов, 669 брошюр, 9609 драгоценнейших рукописей греческих и римских классиков, богатое собрание печатных произведений XV ст.); 2) Национальная библиотека, образовавшаяся в 1860 г. от соединения находившейся прежде в Палаццо Питти великогерцогской Biblioteca Palatin? и еще более значительной, основанной бывшим ювелиром Ант. Мальябекки и с 1747 г. открытой для общественного пользования Biblioteca Magliabecchiana (414640 том., 300148 брошюр, 8785 музыкальных произведений, 6100 гравюр на меди и рисунков от руки, 17229 рукописей и очень редких печатных книг); 3) Biblioteca Marucelliana (140000 тт., 17000 брошюр, 1441 рукописей), основанная в 1713 г. Маручелли, с коллекцией гравюр на меди; 4) Biblioteca Riccardiana (32574 тт., 3844 рукописей, рукописи Данте, Галилея, Петрарки, Макиавелли). Центральный архив Тосканы, образовавшийся в 1851—58 гг. из слияния нескольких отдельных архивов — дипломатического, республиканского, Медичейского, упраздненных монастырей и т. д., — находится в Палаццо Уффици и содержит в 140000 богатейшие сокровища, неоценимые для исторических исследований. Двенадцать театров все одновременно бывают открыты лишь во время карнавала; в остальное время открыта лишь часть их. Театр делла Персола построен в 1652 г., возобновлен в 1857 г., вместимостью на 2000 зрителей, предназначается для оперы и балета; театр Николини (прежде Кокомеро) — для итальянской и французской оперы и драмы; театр Сальвини — для французской комедии; в театре Пальяно помещаются 4000 зрителей. Госпиталь Санта-Мариа Нуова (основ. в 1285 г.) на несколько тысяч больных обладает собранием картин. Еще несколько больниц, институт слепых, евангелическая больница, воспитательный дом, основанный по плану Брунеллески его учеником Луной (Luna) в 1421 г. на средства шелкоткацкого цеха; дом умалишенных, рабочий дом, ломбард со сберегательной кассой. Процветавшая когда-то промышленность гор. Ф. находилась еще недавно в упадке, но за последнее время замечается стремление к подъему и улучшению. Соломенные шляпы и шелковые материи изготовляются все еще в большом количестве, но производство шерстяных материй и бархата незначительно. Замечательны еще работы из мрамора и алебастра, флорентийская мозаика. 8 уличных железнодорожных линий с лошадиными, паровыми и электрическими двигателями. Близ города построенная в 1868 г. дорога Viale dei Colli, в 5760 метр. длиной и 18 метр. шириной, поднимающаяся на высоты и украшенная скверами, розовыми кустами и аллеями; отсюда величественный вид на город и возвышающиеся за ним горы. В зап. части города расстилаются "Кашины" с парками и густыми лесными чащами. На Ю.З. лежит Чертоза ди Валь д'Эма, в 10 км севернее — Фьезоле (см.); далее на востоке — монастырь Сан-Сальви (XI в.) с картиной "Тайной Вечери" работы Андреа дель Сарто (1526).Ир. П.История Ф. Прекрасный город на р. Арно (bella Firenze) должен быть признан первостепенным очагом общей культуры. Уже папа Бонифаций VIII (в 1300 г.) называл его "квинтэссенцией мира". По словам Ренана, Ф. после Афин больше всех сделала для истины и для красоты. "Каждая улица Ф. — целый мир искусства; ее стены — сосуд, содержащий роскошнейший цветок человеческого гения; этот город — драгоценнейший алмаз в диадеме, которой украсил землю итальянский народ" (Leo, "Geschichte d. italienischen Staaten"). b71_162-0.jpg ФЛОРЕНЦИЯ.1) Древняя история Ф. (этрусское и римское время). В эпоху господства этрусков на крутой горе, господствующей над долиной Среднего Арно, процветал крепкий город Фэзулы (ныне Фьезоле, см.). Он не потерял значения и после римского завоевания (ок. 300 г. до Р. Хр.) благодаря торговому движению, поднимавшемуся по реке. В качестве пристани города ниже его на левом берегу реки возникло (около 200 г. до Р. Хр.) поселение, которое стало зерном Ф. Уже тогда "Нижние Фэзулы" получили от римлян название Florentia ("цветущая"), вероятно, из-за плодородия страны и богатства города-дочери, скоро превзошедшего метрополию. Во время союзнической войны Фэзулы примкнули к группе восставших против Рима городов, и потому после взятия их Ф.-пристань была разрушена (82 г. до Р. Хр.). Ок. 59-го г. сюда была выведена по инициативе Цезаря небольшая римская военная колония для защиты переправы через Арно (colonia Julia Florentia). Топографию ее можно установить довольно точно при помощи развалин, а также старых описаний. Она занимала квадрат со стороной приблизительно в 500 м к З. от уничтоженного этрусского поселения, на том же берегу Арно. Первая ограда Ф. ("primo cerchio") состояла из кирпичных стен с башнями и четырьмя воротами, от которых шли главные улицы; в месте их скрещения находился форум и возвышался капитолий (позднее mercato vecchio). Вообще город был правильно расположен по образцу римского лагеря; первоначальный его план до сих пор узнается в древнейшем центре Ф. История римской Ф. малоизвестна, но общая ее картина выясняется памятниками. Город получил обычные права местного самоуправления, с выборными магистратами (дуумвирами, эдилами) и сенатом (курией). Благосостояние его вновь поднялось; развилась торговля по речным и сухопутным дорогам, проходившим через Ф. к Риму, к обоим морям и на север Италии. Город уже тогда славился производством тканей и предметов из шерсти. Густо заросшие окрестные холмы доставляли в Пизу строевой лес для сплава в Рим. Греческие и азиатские купцы привозили во Ф. свои товары (шелка, кожаные и стеклянные изделия, благовония). Кроме того, жители города любили военное ремесло: эпитафии их с обозначением волонтерской службы в легионах попадаются во многих провинциях империи. В течение трех первых веков принципата город приобрел вид вполне благоустроенный (clarissunum municipium) и украсился базиликой, храмами, портиками, амфитеатром, термами, театром, водопроводом, богатыми частными домами, виллами, гробницами. Произведения античной скульптуры, найденные во Ф. и окрестностях, свидетельствуют о развитии здесь художественных вкусов уже в римскую эпоху. Муниципальная жизнь города с IV в. стала подрываться фискальной алчностью и административной тиранией падавшей империи. В конце III в. по Р. Хр. Ф. сделалась областным центром провинции Tuscia-Umbria. Первое достоверное известие о проникновении во Ф. христианства относится к 250 г., когда там погиб, в царствование Деция, некий Мициас со сподвижниками за принадлежность к гонимой вере. Над могилой его рано возникла церковь, а в начале XI в. тут была построена изящно-простая базилика в благородном тоскано-романском стиле, существующая до сих пор (S. Miniato al monte). Христианство, однако, прогрессировало медленно, и хотя в городе после Миланского эдикта Константина Вел. (313 г.) основана была епископская кафедра, но большинство населения оставалось языческим. На дальнейшее распространение новой веры повлияло пребывание во Ф. Амвросия Медиоланского: он долго проповедовал здесь и освятил в память другого замученного здесь же ревнителя христианства построенный за стенами тогдашнего города храм св. Лаврентия (S. Lorenzo).2) Внешняя история Ф. в варварскую и феодальную эпоху. — Падение благосостояния и благоустройства города продолжалось в пору варварских вторжений (V и VI в.; см. Феодализм в Италии). Окрестная страна подверглась жестокому опустошению от полчищ Радагеса; около Ф. и Фэзул одержана была Стилихоном (404) решительная победа над ними. Это событие повлияло на окончательное торжество христианства среди жителей города, не хотевших разделять веру варваров. В воспоминание об избавлении от беды была сооружена, по преданию, церковь в честь кесарийской мученицы св. Репараты, в день памяти которой будто бы происходило сражение; она приобрела впоследствии значение соборного храма города. Устроены были и конские ристания (pallio) в честь той же святой, которую видели во время битвы витающей над городом со знаменем, украшенным флорентийской лилией. Царствование Теодориха Остготского дало городу короткий отдых, скоро прерванный долгой войной между его преемниками и Византией (до 554 г.): Ф. несколько раз переходила из рук Тотилы в руки Нарзеса. Остготское владычество вряд ли заметно изменило племенной состав и религиозные верования флорентийцев. После нашествия лангобардов (568) долина Среднего Арно попала в их власть; но новые завоеватели предпочли для своей оседлости крепкую позицию Фэзул, и она сделалась резиденцией зарождавшейся новой аристократии (будущего местного рыцарства). Во Ф. сосредоточивалось прежнее трудящееся население, сохранившее, однако, гордость старых римлян по отношению к новопришельцам-варварам, которым пришлось подчиниться. Город мало-помалу оправлялся, и в нем оживали традиции римского муниципального быта. Утверждение франкского господства обеспечило ему мир и лучшее управление. Карл Вел. посетил Ф. (на Рождество 786 г.) и покровительствовал ей. Город вошел в состав Тосканского маркграфства (см. Тоскана). После распадения монархии Карла Вел. правители области, владевшие ею как самостоятельные феодальные государи, посылали во Ф. своих наместников (vicecomites), которым, однако, не удалось укрепиться здесь на началах вассального контракта с маркграфами. Более значительную силу приобрели там в IX в. (при помощи иммунитетов) архиепископы. Когда Италия (после 962 г.) вошла в состав Свящ. Римской империи германской нации, Оттон I оказал Ф. милости за ее готовность признавать его власть (городу дарована была территория на 6 миль кругом). Поддержка жителей Ф. стала высоко цениться и императорами, и маркграфами (маркизами) тосканскими. Последние награждали город привилегиями и украшали его зданиями (так, жена одного из них, Губерта, воздвигла в 975 г. знаменитую Бадию в честь Девы Марии). Вследствие союза их с папами в XI в. Ф. мало-помалу стала переходить на сторону пап. Некоторые папы подолгу живали в городе в архиепископском дворце, стоявшем рядом с церковью св. Репараты и церковью св. Иоанна Крестителя (S. Giovanni), также очень древним храмом (по преданию — VII в.), оспаривавшим у первой значение городского собора, но в конце концов обратившимся в "баптистерий". — Во время первой распри между империей и папством из-за инвеституры, когда в Тоскане правила знаменитая Матильда (1046—1115), город верно служил ей, поддерживая союзника ее, Папу Григория VII, который неоднократно пребывал во Ф. Город даже успешно выдержал осаду Генриха IV (1081). Во время этой борьбы Ф. приобрела от Матильды права, необходимые для успешной борьбы с посягательствами многочисленных сеньориальных мирков, выросших внутри маркизата. Как союзница пап, Ф. участвовала в первом крестовом походе. Рассказывается, что именно ее гражданин Паццо деи Пацци первый водрузил свое знамя на стенах Иерусалима; род его установил в память этого празднество, до сих пор совершающееся в Страстную субботу. Развивающийся город распространился и на другой берег Арно. Согласно завещанию Матильды, Ф. юридически перешла под суверенитет римской церкви. На деле ей приходилось отбиваться от мелких баронов, замки которых (castelli, torri) покрывали холмы и горы Тосканы; они стремились захватить город, обложить его поборами и во всяком случае своими войнами и грабежами останавливали земледелие и торговлю. В борьбе с ними прошел весь XII век. Стремясь к развитию трудовой жизни, Ф. с замечательным упорством разрушала крепкие гнезда, где нашла приют военная праздность рыцарей. Сначала очищались ближайшие окрестности; Фьезоле в 1125 г. был взят голодом; стены его пали; оба города слились, и на красное знамя Ф. принят был белый фьезоланский цвет. Территория города росла; понемногу освобождались пути к Риму и Пизе. Кроме сеньориальных замков, Ф. сталкивалась с другими городами. Малые удавалось подчинять (Понья, Прато); с большими надобно было либо долго воевать, либо разделять могущество. В числе союзников Ф. в ранний период находим Пизу, связанную с ней торговыми интересами; среди врагов выдвинулись Пистойя, Ареццо, Сиена. Война, с первого взгляда дикая и беспощадная, систематизировалась, однако, расчетом. Опасаясь усиления империи и могущества знати, Ф. придерживалась заветов Матильды и стояла на стороне пап. Ее инициативе обязана своим возникновением лига тосканских городов, устроенная (1185) по образцу ломбардской, против Фридриха Барбароссы, который заявлял притязания на суверенитет в Тоскане. Лига действовала успешно; в 1197 г. она была возобновлена по настоянию Папы Иннокентия III; результатами ее действий воспользовалась больше всех Ф. Представители знати принуждены были поселиться внутри стен города, уничтожившего их самостоятельность; сельское население было обложено податью в пользу города, обратившегося в сильное государство и вступившего в союз с Луккой, Болоньей и Перуджией. Внешним знаком социально-политического роста является топографическое развитие Ф. Около старого центра, расходясь радиусами в стороны, образовались 6 пригородов (borghi, sestieri); к ним присоединились еще 3 квартала на левом берегу (Oltrarno), и вся заселенная площадь обнята была новой оградой (secondo cerchio).3) Образование коммуны, ее первоначальные учреждения и жизнь. Хотя Ф. не стояла у моря и была отрезана от прямого участия в торговле с Левантом, но первоначально дружественные сношения с Пизой, ставшей крупным центром мирового обмена, установили хороший сбыт туда для ее сельских, а затем и обработанных продуктов. С другой стороны, Ф. находилась на очень выгодной сухопутной дороге, шедшей из разных стран Сев. Европы в Рим. По ней двигались германские и итальянские войска, проезжали папские и имперские послы, шествовали тысячи пилигримов, а за ними и купцы. Проходя мимо Ф., это движение насаждало в ней промышленные влечения и деловые склонности, воспитывало трудовые навыки, а воспоминания римского корпоративного строя давали подходящие формы для организации труда и укрепления социальной солидарности. Население города группировалось во множество больших и малых ассоциаций, ремесленных и торговых, подобных древним scholae, collegia, существование которых можно проследить через все средневековье. Общие коммунальные учреждения сложились во Ф. позже, чем в Венеции, Генуе, Амальфи, даже чем в других городах Тосканы, потому что ей выгодно было соблюдать покорность маркграфам, чтобы опираться на них против посягательств мелких феодалов. Городская милиция, сначала служившая сеньорам, становилась средством для завоевания независимости. Уже при жизни Матильды гражданство с мечом в руке восставало против своего епископа (1063), и власть последнего поколебалась. Высшее управление в городе принадлежало учреждению (municipale praesidium), во главе которого стояло лицо (potestas), творившее суд по поручению маркграфа; но заседателями в этом трибунале были выборные от граждан. Мало-помалу активная роль первого ослабела, а значение последних возросло; феодальный обычай вытеснялся под влиянием муниципальных юристов нормами возрождавшегося римского права. К началу XII в. коммуна на деле уже существовала в своих элементах; ей надобно было только объединиться, установить правильные органы и отстоять себя против рыцарского дворянства окружающих высот. Это было достигнуто в том же веке без резких переворотов, в силу дальнейшего роста и влияния корпораций, одержавших победу над феодалами долины Арно. Главными и раньше всех усилившимися из флорентийских промышленных коллегий были следующие 7 "старших цехов" (arti maggiori): 1) суконщики (callimala), называвшиеся также "купцами" по преимуществу (mercanti), так как выделывавшиеся ими в большом количестве тонкие сорта сукон стали главным предметом торговых оборотов Ф.; 2) менялы (arte del cambio); 3) шерстяные ткачи (arte della lana); 4) производители шелковых материй; 5) скорняки и меховщики; 6) врачи и аптекари, обогащавшиеся лекарственными продуктами Востока (это было уже нечто среднее между ремеслом и наукой, "ученый цех", так же как и следующий); 7) юристы — судьи и нотариусы (очень важная корпорация в городе, где необходимо было развитие торгового права). Все указанные отрасли промышленности достигли высшего процветания в XIII и XIV вв.; но они зародились гораздо раньше и во всяком случае существовали с начала XII в. Особенное значение рядом с суконщиками приобрели менялы (банкиры). Денежный торг ярко характеризует экономическую жизнь Ф.; ее купцы ссужали золотом государей и знатных людей, получая хороший процент, но и приучая к кредиту. Цехи (arti) выдвигали из своей среды руководителей муниципальной юстиции и вождей городской обороны. Когда распалось большое феодальное княжество, которому была подчинена Ф., главари фамилий, которые обыкновенно заведовали судом и войной, неся эти обязанности от имени маркграфов, стали отправлять эти функции уже от имени города, обратившись в коммунальных "консулов". Это давало городу свободу и единство с сохранением автономии корпораций, так как каждый консул был представителем своего цеха. Образовался "совет" (consiglio) из 100—150 именитых граждан, выбиравшихся главными корпорациями, — нечто вроде "сената" новой республики (buoni nomini); они стали выбирать консулов и заведовать все вместе администрацией. В особо важных случаях это правительство, чувствуя потребность одобрения большинства, созывало народ (il popolo fiorentino) звуками колокола на общее собрание (a parlamento). Таково было устройство, выработанное к концу XII в., чтобы оградить общину от беспорядка "добрыми обычаями и статутами". Власть императора мало давала себя чувствовать, так как викарий его в Тоскане не имел под собой реальной опоры. Но в состав городского населения входил дворянский элемент, образовавшийся из разоренных рыцарей, давно перебравшихся под защиту городских стен, а также баронов, недавно выбитых горожанами из своих замков и принужденных переселиться внутрь ограды, чтобы быть под глазами победителей. Собравшись, они вновь почувствовали себя сильными, стали строить друг около друга укрепленные дома, занимая целые кварталы, и сплотились в особые товарищества благородных (nobili) для взаимной защиты (companie, consorterie, societa delle torri). Фамилия Уберти и Буондельмонти были между ними самыми видными. Благодаря большей военной опытности они заняли важное место и в городской организации, составив главный элемент в войске коммуны. Начальником этого войска (podest?) выбирался обыкновенно дворянин; он (кон. XII — нач. XIII в.) стал захватывать судебно-административную власть, стремясь стать выше совета консулов. Борьба между феодальной аристократией и городской буржуазией возобновилась на улицах Ф. и тянулась через весь XIII в., сопровождаясь нередко жестокостями. Это привело город к вмешательству в великую распрю гибеллинов и гвельфов: рыцари примыкали обыкновенно к имперской партии, вожди цеховой буржуазии — к папской. Ф. поддерживала в Италии ту или другую партию, смотря по тому, которая восторжествовала в ее внутренних делах. Гражданство выдвигало свою пешую милицию против рыцарской конницы; во главе первой стал capitano, который приобрел и судебные права. К концу XIII в. победа склоняется на сторону буржуазии. В 1282 г. совет 14, который сделался первым учреждением города в эпоху усиления дворянства (перв. полов. XIII в.) и состоял главным образом из рыцарей, был заменен "советом приоров", выбиравшихся из состава старших цехов. Новые сановники получили наименование "синьоров" (господ), все учреждение — "синьории" (совета господ). Благородные оказались вытесненными из общего управления городом, хотя рядом с реформированным устройством некоторое время продолжало существовать старое: суд "капитана" — для буржуазии, суд "подесты" — для дворянства. Преобразование было закончено в 1293 г. так называемыми "ordinamenti di giustizia": по предложению Джано делла Белла учреждена была особая должность главы совета приоров, получившего громкое имя "знаменосца правосудия" (gonfaloniere di giustizia). Он выбирался "народом из народа", т. е. был в качестве как бы "президента" республики представителем правящего класса (цехового гражданства). Новая правящая группа, сильная не только богатством и властью, но и просвещением, стремится устроить государство на началах свободы и разума и создает основы тех форм, в которых кристаллизуется впоследствии социально-политический и духовно-культурный организм современных народов: вот в каком смысле называют Ф. "яйцом нового мира". Описанный переворот сопровождался новым материальным расширением города, население которого дошло уже до 100000; он перерос и вторые стены и в 1285 г. был обнесен третьей оградой (terzo cerchio), от которой до сих пор остаются ворота, часть стены на левом берегу, а направление их на правом обозначается линией новых бульваров (viali). ?. той эпохи не представляла собой блестящей столицы роскоши и искусства, какой она станет во времена Ренессанса. Город носил еще мрачный характер средневековья, с сетью узких, извилистых переулков, окаймленных высокими домами, без украшений, с редкими решетчатыми окнами на улицу. Целый лес башен венчал укрепленные жилища магнатов. Люди еще не привыкли к роскоши и не потеряли простоты нравов (Ф. жила "sobria е pudica", как говорят и Данте, и Виллани). Скудость средств характеризовала быт большинства граждан: приданое в 100 лир было типично в буржуазии, в 300 — уже составляло хорошую партию (dota isfolgorata). Но создавшееся уже богатство главарей общества, обогащение самой коммуны и подъем ее патриотического самосознания давали знать о себе первыми великолепными памятниками, которыми правительство, поддержанное населением, украсило город — величественной ратушей, palazzo Vecchio (1298) и огромным собором S. Maria del fiore на piazza della Signoria, главном центре политической жизни республики (1206). Высшие классы чувствовали необходимость знаний: приоры окружали себя юристами. Общество уже увлекалось литературой. Настроение большинства оставалось религиозным: в городе было множество церквей и монастырей, среди которых особенно внушительны были францисканская и доминиканская святыни — Santa Croce и S. Maria Novella. Уже тогда зарождалась страсть к искусству, которая стала впоследствии отличительной чертой флорентийского народа.4) Борьба из-за гегемонии в Тоскане и общественные движения внутри города. Торжество крупного промышленного класса над феодальной знатью во Ф. привело к захвату ею близлежащей территории. После приобретения политического преобладания буржуазией был проведен ряд реформ, лишивших дворян и материальных средств. Декретировано было уничтожение крепостной зависимости сельского населения (1289). Потеряв даровую рабочую силу и социальную поддержку крестьянства, рыцари должны были постепенно заложить или продать свои земли городским капиталистам; последние утвердились и в городе, и в деревне. Это придало оригинальную физиономию флорентийскому магнату: будучи большим промышленным предпринимателем, купцом или банкиром, он являлся вместе с тем крупным землевладельцем и вел нередко усовершенствованное хозяйство в своих поместьях, опираясь на новые условия формально, по крайней мере, освобожденного труда. Усилившись и обогатившись, новые властители поставили себе задачу приобрести экономическое и политическое господство на более широком пространстве. Желая продавать всему известному миру и всех держать в зависимости от своих капиталов, они сообразовали с этими целями свою политику. Папа был одним из выгоднейших должников флорентийских банкиров; кроме того, он меньше стеснял самоуправление, чем феодальные князья и даже император; поэтому флорентийская республика примыкала к гвельфам, кроме редких случаев колебания или невольного подчинения гибеллински настроенной рыцарской знати. Все важные факты между папством и империей отражались на истории Ф. В других сильных городских общинах Тосканы Ф. видела своих коммерческих соперников и воевала с ними упорно, больше всего с Сиеной, с Ареццо, с Луккой, с прежней союзницей Пизой, когда последняя стала бояться чрезмерного усиления Ф. Борьба была сложная и запутанная, обильная блестящими победами и трагическими катастрофами, геройскими подвигами и жестокими зверствами. Она развертывает перед нами картину необузданных страстей, причем, однако, Ф. сохраняла более чем другие здравый смысл и чувство меры. Граждане ее обнаружили энергичную военную деятельность, воспользовавшись уроками феодального рыцарства и его силами, теперь подчиненными городским интересам; они создали сильную армию, которая храбро делала свое дело, выступая на поле битвы с знаменитым "carroccio" в центре — торжественной колесницей, олицетворением свободного города, возившей красно-белое знамя с городской эмблемой, лилией. Нет надобности следить за пестрой летописью вооруженных предприятий Ф., длившихся весь XIII и XIV вв. Смело пробивала она путем войн и союзов дороги для своих товаров и денег во все части Италии и во внеиталийские страны. По словам Макиавелли, "никогда Ф. не процветала так, как в это время, когда она была богата людьми, средствами, славою, когда вся Тоскана, союзная или покоренная, ей повиновалась. Она не страшилась ни внешних врагов, ни своих изгнанников, ни власти императора; у нее было достаточно сил, чтобы противостоять всем государствам Италии". Такие громадные успехи тем более замечательны, что в городе продолжались смуты и перевороты. Описанные выше преобразования выдвинули на первый план аристократию капитала (popolo grasso). Мелкие промышленники и рабочая масса не допускались до участия в правлении; знатные рыцари оттеснялись от него. Но общее развитие экономической жизни поднимало постепенно верхние слои низших классов (popolo minuto). Они богатели и также сплачивались в цехи: появились рядом со "старшими" "средние" корпорации — льняные ткачи (linaioli), кузнецы и металлурги, гончары, кожевенники и шорники, мелкие торговцы, мясники и башмачники. Еще позже сложились "младшие" (arti minori) — трактирщики, маслоделы, сыровары и торговцы солью, оружейники, слесаря, извозчики, столяры, булочники и т. д. Ближайшее изучение жизни и отношений этих цехов обнаруживает огромную хозяйственную деятельность, захватывавшую широкое пространство, орудовавшую колоссальными массами капиталов и продуктов. Необычайно быстро росло богатство городских магнатов. Неравномерность в распределении состояний, доходов и прав вызывала оппозицию в низших цехах; через посредство ряда изменений в конституции, вынужденных у старших, они приобрели (перв. полов. XIV в.) участие в управлении. Коммунальные учреждения мало-помалу демократизуются. Должность приоров становится доступной всем гражданам, записанным в цехи; они выбираются по жребию, каждый на 2 месяца, чтобы открыть для большего числа лиц возможность занимать ее. Число правительственных советов, множественность которых напоминала прежнюю разобщенность, сокращается: в полов. XIV в. остаются только два — совет 300, пополняемый из "popolani", с "capitano" во главе, и совет 250 под руководством "podest?", в который допускаются остающиеся "nobili". Оба совета подчинены коллегии приоров (синьории), а в ней большинство принадлежит к средним классам. Среди долгой, упорной и страстной борьбы, внутренней и внешней, закаляются и изощряются характеры, но портятся нравы, особенно у господствующих классов. Принципы забываются из-за интересов. Когда город достиг свободы и преобладания и исчезли реальные причины вековой распри между гвельфами и гибеллинами, усвоенные боевые привычки выродились в соперничество между видными представителями богатой буржуазии из-за власти. На грани между XIII и XIV в. "партии" группируются не около "дела", а около "личностей". Таков был именно кровавый антагонизм между фамилиями Cerchi и Donati и сторонниками обеих — "белыми" и "черными". Социальную окраску такое соперничество принимает потому, что борющиеся лица и семьи опираются на враждебные друг другу слои населения. Около 1300 г. первые группировали около себя демократию, вторые — богатую буржуазию. Черным удалось привлечь Папу, и последний под предлогом помощи им отдал Ф. Карлу Анжуйскому. Белые бросились к гибеллинскому дворянству, за это были обвинены в измене свободе, вовлечении родины в войну и изгнаны все из Ф. навсегда, под угрозой казни огнем. В числе пострадавших находился и Данте, великий патриот, болевший душою и сражавшийся за благо Ф., всегда самоотверженно работавший для республики и народа. Он описал в жгучих стихах и мрачными красками торжество хаоса и эгоизма в жизни дорогой оскорбившей его родины, которую он преследует теперь "ненавистью, полною любви". Он призывал императора Генриха VII подавить оружием братоубийственные распри в республике и, создав идеальное монархическое единство мира, защитить вместе с тем свободу народа и личности обузданием своеволия и корысти сильных. Император не оказался на высоте этого идеала; Данте принужден был окончить жизнь на чужбине, а черные, сблизившись с противниками, сумели отстоять независимость Ф. и на время обеспечить дальнейшее развитие республиканских учреждений. Данте был прав, предвидя в будущем опасность для свободы от непрерывных смут, но он изобразил слишком черными красками испорченность нравов флорентийского общества. Политическая мысль и стремление создать республиканское государство на началах разума и общей пользы не терялись в лучших людях, среди озлобления партий, ненависти, плодившейся междоусобиями, ожесточения внешних войн. В этом и величие личностей и групп, руководивших судьбами флорентийской коммуны: среди трудной жизни не падали силы, а ковался в даровитых натурах яркий индивидуализм, способный на смелую инициативу. Эпоха политических кризисов сопровождалась расцветом ума и воображения. Наука и искусство флорентийского возрождения были подготовлены творческой работой лучших сынов Ф. в XIII и XIV вв. Войны между городами Тосканы возобновились из-за коммерческих интересов, но под старыми девизами; случайности их ставили Ф. не раз в серьезные затруднения, в особенности с тех пор, как вследствие окончательного разложения рыцарства и ослабления воинского духа в буржуазии республике приходилось пользоваться наемными войсками кондотьеров и терпеть от их изменчивости и продажности почти столько же, сколько от успехов оружия врагов. В XIV в. Ф. сохраняла еще первенствующее положение в Тоскане, но оно колебалось. Страшное поражение нанесли ей Пиза и Сиена при Монтеаперти (еще в 1260 г.); при Монтекатини (1315 г.) ее разгромил кондотьер Уголино да Фаджола, служивший Пизе. Опасаясь роковых неожиданностей, правительство республики отдавалось неоднократно под покровительство чужих государей, признавая над собой вновь сеньориальную власть. В роли подобных протекторов несколько раз являются короли неаполитанские — Карл Анжуйский, потом Роберт. Этим нарушалось правильное развитие общественного строя; город попадал иногда во власть иноземных державцев, которые подвергали Ф. хищению и тирании (таково было деспотическое самовластие в городе Готье Бриенского, так назыв. герцога Афинского, жестоко распоряжавшегося там в 1342—43 гг. при поддержке Неаполя и Франции). Внутри коммуны не прерывалась борьба между группами знати, в которую теперь входили и старые рыцарские, и новые купеческие фамилии (Адимари, Кавальканти, Барди, Перуцци, Пацци, Росси, Брунелески, позже Риччи, Альбицци, Строцци, Медичи и др.). Они называют себя по-прежнему гвельфами и гибеллинами, торжествуют попеременно (особенно первые, с своим особым правительством — capitani di parte gaelfa), обрушиваются на врагов жестокими репрессиями — казнями, конфискациями, изгнаниями целых семейств противников (ammonizione).
Значение ФЛОРЕНЦИЯ, ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФЛОРЕНЦИЯ, ГОРОД
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012