Значение слова ПИНДЕМОНТЕ в Литературной энциклопедии

ПИНДЕМОНТЕ

1.[/b] [trn][m2]Джованни [Giovanni Pindemonte, 1751—1812] — итальянский драматург и поэт. Аристократ по происхождению, П. рано отошел от мировоззрения своего класса, став идеологом поднимавшейся буржуазии. В одном из ранних своих стихотворений он нападал на венецианскую олигархию, приветствовал мятеж демократа Пизани и, заподозренный в связи с мятежниками, бежал во Францию, где принял участие в революционном движении. После занятия Италии войсками республиканской Франции и организации Цизальпинской республики П. в 1802 вошел в состав временного правительства. Ученик философов-просветителей XVIII в., сторонник политической и религиозной свободы, П. написал произведения, проникнутые идеями буржуазной революции («республиканскую» трагедию «Ipato Orso» и др.). Значительное место в творчестве Пиндемонте занимает популярная в передовых слоях итальянской буржуазии идея единой Италии, бывшая девизом в дальнейшей борьбе за освобождение страны от чужеземного гнета. Эта идея нашла яркое выражение в сонете П. «La republica Cisalpina». В своей драматургической деятельности П. не свободен от влияния Шекспира, французских драматургов и Альфиери. Лучшие драматические произведения П. — «Tre baccanali di Roma», «Adelina e Roberto» [1807], «L’autodaf?» (с использованием исторического материала древнего Рима и Нидерландов) — насыщены пафосом борьбы за религиозное и политическое освобождение Италии, сторонником которого Пиндемонте являлся всю свою жизнь. Библиография: I. Poesie e lettere, Bologna, 1883; Componimenti teatrali, 4 vv., Milano, 1804—1805. II. Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, М., 1916; Pugliesi C., G. Pindemonte, nella letteratura e nella storia del suo tempo, Roma, 1905; Rossi V., Storia della letteratura italiana, v. I—III, Milano, 1928. Д. М. 2.[/b] [trn][m2]Ипполито [Ippolito Pindemonte, 1753—1828] — итальянский поэт, брат Джованни Пиндемонте. Будучи свидетелем Французской революции — взятия Бастилии и созыва Генеральных штатов, — П. первое время с энтузиазмом воспринимал революционные события, посвятив им поэму «La Francia». Ho развитие революции, угроза коренной социальной ломки отпугнули П., аристократа по происхождению и идеологии, не усвоившего, подобно своему брату Джованни, мировоззрения восходящей буржуазии. В историю итальянской лит-ры П. вошел в качестве пионера итальянского сентиментализма в его дворянском выражении. В своих «Сельских песнях» (Poesie campestre, 1788) он идеализировал жизнь на лоне природы, противопоставляя ее жизни города с его буржуазной цивилизацией. «Он любит бродить среди полуразвалившихся барских усадеб, предаваясь сладостному одиночеству...». Его муза — «кроткая», «целомудренная» нимфа — «меланхолия» [m2]644 (Фриче). Последователь английских поэтов Макферсона, Грея и Юнга, П. был вместе с тем не свободен от влияния классических образцов, столь характерного для европейской лит-ры XVIII в. Сатиры П. «Sermoni» [1808] обнаруживают близость его к Горацию. Увлечение П. классической лит-рой выразилось в его стихотворном переводе «Одиссеи» [1809—1822], имевшем огромный успех, а также «Георгик» Вергилия. Опыты П. в области драматургии, где он находился под влиянием Шекспира и Альфиери, нельзя считать удачными («Ulisse», «Arminio», 1804). «Arminio» представляет собой страстный призыв к борьбе с «поработителями» Италии. Библиография: I. Le poesie originali, 2 ed., Firenze, 1865. II. Фриче В. М., Итальянская литература XIX в., ч. 1, М., 1916; Gini S., Vita e studio critico delle opere di I. Pindemonte, Como, 1898; Peri S., I. Pindemonte, Rocca S. Casciano, 1904. Д. М.

Литературная энциклопедия.