Значение БЕЛЛИНИ (СЕМЬЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БЕЛЛИНИ (СЕМЬЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ)

(Bellini), семья итальянских живописцев - основоположников искусства Возрождения в Венеции. Живопись главы семьи Якопо Б. (около 1400 - 1470/71) при мягкой лиричности образов во многом сохраняет связь с готическими традициями ('Мадонна с младенцем', 1448, Пинакотека Брера, Милан). В полных живых наблюдений рисунках Якопо Б. (зарисовки античных памятников, архитектурной фантазии, многофигурные сцены в альбомах рисунков - Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж) отражаются интерес к проблеме перспективы, влияние Андреа Мантеньи и Паоло Уччелло . С Джентиле Б. (около 1429 - похоронен 23.2.1507), сыном Якопо Б., связано зарождение венецианской жанрово-исторической картины. Его монументальные многофигурные композиции с несколько сухим тщательным рисунком и светлым праздничным колоритом увлеченно повествуют об уличной жизни Венеции ('Процессия на площади Сан-Марко', 1496, 'Чудо святого креста', 1500,-в Галлереи Академии, Венеция). В своих портретах Джентиле Б. педантически точно воспроизводит облик модели. Крупнейшим венецианским мастером кватроченто был второй сын Якопо - Джованни Б. (около 1430-29.11.1516), творчество которого заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Б., отражающие влияние Мантеньи ('Оплакивание Христа', около 1470, Пинакотека Брера, Милан), сменяются к концу 1470-х гг. под воздействием Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина гармонически ясными, жизнеутверждающими произведениями, в которых величавым человеческим образам созвучен широкий одухотворённый пейзаж ('Преображение', 1480-85, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь; 'Аллегория', так называемая 'Озёрная мадонна', 1490-е гг., Галерея Уффици, Флоренция; 'Пиршество богов', 1514, Национальная галерея, Вашингтон). В этих работах мягкая гармония звучных, словно пропитанных солнцем, насыщенных цветов и тонкость светотеневых градаций создают ощущение воздушной среды. Многочисленным 'мадоннам' Джованни Б. ('Мадонна с деревцами', 1487, Галерея Академии, Венеция; 'Мадонна', 1488, Академия Каррара, Бергамо) присущи то ясная, спокойная торжественность, то лирически-интимная созерцательность. В творчестве Джованни Б. сформировались классически упорядоченная ренессансная композиция алтарной картины ('Мадонна на троне в окружении святых'1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) и полный интереса к яркой человеческой личности гуманистический портрет (портрет дожа Л. Лоредана, около 1502, Национальная галерея, Лондон), Из достижений Джованни Б. исходили в своём творчестве его ученики - Джорджоне и Тициан .

Лит.: Гращенков В. Н., Портреты Джованни Беллини, в сборнике: От эпохи Возрождения к двадцатому веку, М., 1963: Gronau G., Die Kunstlerfamilie Bellini, Bielefeld-Lpz., 1909: Pallucchini R., Giovanni Bellini, Mil.,1959; Bottari S., Tutta la pittura di Giovanni Bellini, v. 1-2, Mil., 1963.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.