Значение ЧЕРНОГОРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо

ЧЕРНОГОРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Черногорская Православная Церковь , самопровозглашенная автокефальная церковь, не признанная другими православными поместными Церквами [1] .

Основа Черногорской церкви была заложена в 1220 году, когда на территории современной Черногории сербский патриарх основал подвластную себе епархию - Зетскую . Престол епископов Зеты находился в монастыре св. Михаила Архангела в местечке Превлака (недалеко от современного города Тиват ). На Соборе в Скопье в 1346 епископство Зета было поднято до Митрополии.

После падения Сербского государства ( 1389 ) турки и венецианцы стали угрожать митрополии. В 1452 году венецианцы разрушили монастырь Михаила Архангела, чтобы облегчить проводимую ими политику латинизации. С 1452 по 1484 престол митрополита перемещался в монастыри св. Марка в Будве , Девы Марии в горах около Бара , Св. Николая во Враньйине , св. Николая в Ободе .

Наконец в 1484 престол окончательно обосновался в Цетиньском монастыре . В 1493 году монах Макарий напечатал первую славянскую книгу. А в 1516 году митрополиты становятся не только духовными лидерами черногорцев, но и светскими правителями княжества.

С 1603 года Черногорская митрополия становится фактически независимой юрисдикцией (окончательно каноническая независимость подтверждается за Черногорской Автокефальной Православной Церковью в 1766 году после уничтожения сербского Печского патриархата ).

В 1692 году старый Цетиньский монастырь разрушается венецианцами и турками. А в 1697 году митрополитом становится Данило Петрович , основатель митрополичьей династии - с этого времени должность митрополита передается племяннику предыдущего правителя. Эта традиция рушится в 1852 году, когда Черногория становится светским государством. Нового митрополита, который теперь становится только духовным лидером избирают только в 1858 году.

Во время правления Николы I Петровича территория Черногории почти удвоилась и церковь была разделена на три епархии. Через два года после вхождения Черногории в Югославию ( 1918 ) Македонская церковь вошла в воссозданную в 1920 году единую Сербскую Православную Церковь .

Однако кое-где за границей отдельные приходы этого не признали и продолжали считать себя частью Черногорской Автокефальной Церкви (например в Детройте , США, по крайней мере до 1923 года действовал такой приход под названием Независимая Черногорская Православная церковь св. Власия Остроского ).

После крушения советской власти и появления центробежных стремлений в Югославских республиках, в Черногории активизировались сторонники автокефалии (они существовали и с советское время). Это закончилось народным сбором в Цетине 31 октября 1993 года, на котором был избран Митрополит независимой Черногорской церкви (это традиционный метод избрания главы церкви в Черногории). Антоний Абрамович возглавлял новую юрисдикцию, которую остальной православный мир не признал, до своей смерти в 1996 г.

6 января 1997 на таком же собрании новым митрополитом был избран Мираш Дедич , после пострига ставший Михайло. 15 марта 1998 года он был посвящен во епископы Болгарским раскольничьим Патриархом Пименом и семью епископами этой юрисдикции . 31 октября 1998 произошла его интронизация в Цетине . В отличие от митрополита Амфилохия (Радовича) , выступающего за сохранение единства Черногории и Сербии, М.Дедеич поддерживает курс черногорского руководства на скорейший выход из федерации с Сербией.

В январе 2000 года не признанная в православном мире ЧПЦ была официально зарегистрирована черногорскими властями при участии М.Джукановича.

Сейчас на территории Черногории действуют две юрисдикции - Сербской и Черногорской автокефальной церквей. Последняя поддерживается властями Черногории. Даже приблизительное соотношение верующих этих юрисдикций не известно. Количество священнослужителей ЧПЦ не превышает десяти, и многие из них живут за пределами Черногории, в том числе в России.

Из новостей В Черногории обостряются отношения между Церковью и местными властями

Власти Черногории в своем стремлении выйти из федерации с Сербией готовы пойти на любые жертвы и не гнушаются даже откровенной клеветой в адрес духовенства. Очередные обвинения в адрес Сербской Православной Церкви на днях озвучить премьер Черногории Мило Джуканович, который заявил, что Сербская церковь ведет в Черногории свою "политическую игру", сообщает Интерфакс.

Между тем, митрополит Черногорский Амфилохий выразил по этому поводу свое крайнее недоумение. Г-н Джуканович "смотрит на мир сквозь очки политика", а потому "видит весь свет в политических красках". Но "мир - это не только политика", - заявил митрополит. В то же время владыка Амфилохий напомнил, что черногорские власти и телевидение без стыда обманывают народ и общество, поддерживая главу неканонической Черногорской церкви Мираша Дедеича. Телевидение Черногории, заявил митрополит, из "общественной службы превратилось в частную службу" М.Дедеича, "лишенного сана и анафематствованного Константинопольским патриархатом".

Русская линия 2005-11-03

Использованные материалы

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-56kratru.html

[1] По некоторым сведениям ЧПЦ находится в общении с украинскими раскольниками ( Киевским Патриархатом )

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.