Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Святое миро [1] (в дореволюционной орфографии мvро ; ст. слав. моуро; греч. μυ'ρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.
В более широком смысле и иные благоухающие вещества. Про состав принесенный благочестивыми женами для помазания тела Христа см. мироносицы ; про чудотворное вещество источаемое святыми мощами и иконами см. мироточение
Употребляется в совершении таинства миропомазания , для освящения антиминсов и престолов храмов ; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак предания помазуемому даров Святого Духа , в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Поместных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в Поместных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства .
История
В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею . Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить, богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление ( Исх 30, 22 -33).
В Новозаветное время благовонное вещество именуемое "миром" стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения "от Духа" ( Ин 3, 5 ), которое потому получило название таинства миропомазания . Первоначально апостолы и их преемники- епископы самолично возлагали руки на главы новокрещенных, низводя на них Духа Святого , что становилось Личной Пятидесятницей , таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого ( Деян 8, 17 ; 19, 6 ). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.
В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещенных использовалось « некое смешение разнообразных благовонных веществ » [2] , которое освящалось особым священнодействием « на алтаре » (то есть на престоле ) [3] , а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам [4] . От епископов миро получали священники .
Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви. Так, когда Грузинская Церковь начала обретать независимость в V веке, она еще некоторое время получала святое миро от своей Матери-Церкви Антиохийский [5] . Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось после обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.
Старейшее упоминание о порядке приготовления святого мира дошло до нас в Апостольском предании мученика Ипполита Римского . Позднее, указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара . По устоявшемуся порядку, приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы . Освящение нового мира совершает предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг , за Божественной литургией , после того, как было совершено освящение Святых Даров . Из сохраняемого в Поместной Церкви алавастра каждый раз в новоприготовленное миро добавляется немного старого, а в сам алавастр добавляется новое.
В автокефалиях нового времени Константинопольская Православная Церковь как правило не передавала вновь образуемым Церквам права на самостоятельное мироварение, оговаривая в Томосах необходимость получать миро из Константинополя. С этой оговоркой были дарованы автокефалии Элладской ( 1850 ), Польской ( 1924 ), Албанской ( 1937 ) Православным Церквам. В Константинопольской Церкви предполагалось даровать на таких же условиях автокефалию Румынской Церкви . Но румынские церковные деятели стремились к полной церковной независимости, в связи с чем совершили сами освящение святого мира в Бухарестском кафедральном соборе при стечении множества народа и составили особый акт по этому поводу, где подчеркивалось, что мироварение совершено « согласно с святыми канонами и постановлениями Православной Церкви » [6] . Узнав об этом патриарх Константинопольский Иоаким III осудил этот поступок как разрывающий единение с Константинопольской Церковью. Синод Румынской Церкви увидел в протесте Константинопольского патриарха притязания на вселенское главенство в Церкви и ответил: « Церковные правила не приурочивают освящения Мира к какому-нибудь одному Патриарху. Во время посещения Румынии другими восточными Патриархами господари приглашали их совершать освящение Мира. До недавнего времени хранились даже сосуды для освящения Мира, но потом, когда греки-игумены оставили страну, эти сосуды вместе с другими драгоценностями куда-то исчезли. В позднейшее время Миро получали даже из Киева . Затем, Миропомазание есть таинство, а Церковь должна владеть всеми средствами к совершению таинства для возвышения жизни христианской. Искание этого средства освящения в других Церквах означало бы, что эта Церковь не владеет полнотой средств к освящению и спасению. Освящение Мира поэтому есть неотъемлемый атрибут всякой Автокефальной Церкви .» [7] . После нескольких лет противостояния, в 1885 году Константинопольский Патриархат признал Румынскую автокефалию уже на новых условиях, и с тех пор в Румынии также совершается мироварение.
В отличии от Константинополя, Русская Православная Церковь даровала автокефалию с правом мироварения. Так были дарованы автокефалия Польской ( 1948 ), Чехословацкой ( 1951 ) и Американской ( 1970 ) Православным Церквам. Также, во время « Болгарской схизмы », когда прервалось общение между Константинопольской и Болгарской Церквами, отдельные архиереи Русской Церкви снабжали Болгарскую Церковь миром.
Ныне Греческие Церкви получают свое миро от Константинопольского патриарха, хотя считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви [8] . Прочие автокефальные Поместные Церкви приготовляют свое миро самостоятельно.
В Константинопольской Православной Церкви
Частота мироварения в Константинопольской Црекви - около раза в десятилетие. За последнее время чин совершался патриархами: Иоакимом III ( 1903 , 1912 ); Василием III ( 1928 ); Вениамином ( 1939 ); Афинагором ( 1951 , 1960 ); Димитрием ( 1973 , 1983 ); Варфоломеем ( 1992 , 2002 ).
В Русской Православной Церкви
Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля . По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве . Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей , а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.
Освящали миро в кремлевском Успенском соборе . В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре , но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве . Впоследствии основным местом приготовления святого мира был и остается Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь. Освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове . Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.
Частота совершения чина в Русской Церкви - 3-4 года. В последнее время чин совершался патриархами: Алексием II ( 2003 , 2007 ) Кириллом ( 2009 ).
В Сербской Православной Церкви
Ныне в Сербской Церкви мироварение совершается в храме преподобного Симеона Мироточивого при Сербской Патриархии в Белграде , освящается - в кафедральном соборе Белграда .
В последнее время чин совершался патриархами: Павлом ( 2004 ).
В Православной Церкви в Америке
В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove) , штат Нью-Йорк. Ныне местом приготовления святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане .
В последнее время чин совершался митрополитами: Феодосием ( 1992 , 1999 ), Германом ( 2004 ).
Состав
Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино , которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. В Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 [9] ; в настоящее время – около 40. Максимальным количеством составляющих называют 75 [10] .
Приготовление и Освящение
В Константинопольской Православной Церкви
С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в 1890 , 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.
После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.
В Великий Понедельник , после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира , где находятся печь («святой гроб») и сосды для мироварения. После благословления, он окропляет святой водой всех приготовленных сосудов и веществ. Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон. Затем патриарх читает главы из Евангелия , после чего чтения из Евангелия продолаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течении Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды .
В Великий Вторник, после Божественной литургии , при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы а тех кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.
В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.
В Великий Четверг , после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром. Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога...» великий архимандрит возглашает «Вонмем». Все молящиеся становятся на колени и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром. После этого следует отпуст Божественной литургии.
В Русской Православной Церкви
Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста . В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря . В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению – митрополит ) в сослужении клириков полагает начало мироварению. В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды . Все это время священники по очереди читают Евангелие , а диаконы перемешивают миро веслами.
Схема чина мироварения [11]
«Благословен Бог наш...»
«Царю Небесный...», Трисвятое по « Отче наш ...»
«Господи, помилуй» (12 раз)
«Придите поклонимся...» (трижды)
Псалом 142-й
«Бог Господь...»
Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш...» (дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси...»
Псалом 50-й
Малое освящение воды
Молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения
Отпуст
Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды.
Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина.
Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Евангелия .
Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества.
В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
В присутствии архиерея в среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла и все тщательно перемешивается.
По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II , ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида .
Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией . Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах . Ранее сосуды с миром и алавастр преносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор. Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропария «Благословен еси, Христе Боже наш...» поставляются по сторонам жертвенника . В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике. На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу . Их несут священнослужители северными дверями , предшествуя Честным Дарам . Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога...» патриарх освящает миро.
Схема чина освящения мира [12]
Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
Диакон: «Вонмем. Господу помолимся»
Священнослужители в алтаре: «Господи, помилуй»
Молитва освящения, читаемая предстоятелем
«Мир всем», Певцы: «И духови твоему»
Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните»
Молитва, тайно читаемая предстоятелем
Троекратное благословение патриархом каждого сосуда с новоосвященным миром
Добавление в каждый сосуд из алавастра от древнего святого мира и пополнение алавастра новоосвященным миром
После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора , а позже – в алтаре церкви 12 Апостолов в Патриаршем дворце . Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.
Использованные материалы
Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей :
http://www.sedmitza.ru/text/441201.html - гл. I
http://www.sedmitza.ru/text/441207.html - гл. III
Страница официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19:
http://www.goarch.org/ourfaith/ourfaith8420
"Предстоятель Русской Церкви совершил молебен на начало Чина мироварения," 2 апреля 2007, сюжет Православной энциклопедии :
http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=42430&p_comment=belief
"Мvро," "Мvроносица," Дьяченко, Григорий, свящ., Полный церковнославянский словарь , 325:
http://www.slavdict.narod.ru/_0325.htm
Основы православия
http://pravoslav.at.tut.by/tain/miro.html
http://www.hram.sp.ru
http://www.pravoslavie.ru/news/050429132448
Страницы официального сайта Православной Церкви в Америке:
http://www.oca.org/news/43
http://www.oca.org/news/572
http://www.oca.org/DIRlisting.asp?SID=9&KEY=OCA-ST-SYOSER
Страница официального сайта Американской Карпаторосской епархии Константинопольского Патриархата:
http://www.acrod.org/multimedia/photos?setID=72157617089545307
[1] Миро иногда пишется с прописной буквы.
[2] Писания отцов и учителей Церкви , М., 1863, т. 1, 122, 140.
[3] Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского , Киев, 4891.
[4] Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов, А., История чинопоследований Крещения и Миропомазания , Казань, 1884, 389.
[5] Скурат, К.Е., _История Православных Поместных Церквей_, гл. I: Грузинская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441201.html
[6] _Восток_, 1882, № 178 (Газета политическая и литературная, Москва, издатель-редактор Н. Н. Дурново). Цит. по книге Скурат, К.Е., _История Православных Поместных Церквей_, гл. III: Румынская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441207.html.
[7] Колокольцев, В., _Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Исторнко-каноническое исследование_, Казань, 1897, 63. Текст ответа членов Синода Румынской Православной Церкви был подготовлен епископом Романским Мелхиседеком. См.: Арсений, еп., _Исследования и монографии по истории Молдавской Церкви_, СПб., 1904, 468. Цит. по книге Скурат, К.Е., _История Православных Поместных Церквей_, гл. III: Румынская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441207.html.
[8] Так согласно статье с официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, пер. с греческого, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19.
[9] Так в Полном церковнославянском словаре Дьяченко.
[10] Максимальное количество по: "Мироваренная печь," сюжет из телепрограммы «Православная энциклопедия», 4 марта 2006, http://www.sedmitza.ru/text/409565.html.
[11] По книге Чин мироварения , М., 1894.
[12] По книге Нефедов, Геннадий, прот., Таинства и обряды Православной Церкви , М., 2002, 60-63.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент