Значение ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо

ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

В этой статье неполная разметка.

Латвийская Православная Церковь , автономная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата .

История

Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».

По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный , проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков , Смоленск и Великий Новгород , самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Примечательно, что именно венды дали такие названия, как река Вента, Виндава (Вентспилс), Венден (Цесис). Характерно, что германцы вендами называли русских, а эстонцы русского именовали словом «венед».

Издревле племена, проживавшие на территории современной Латвии, широко общались между собой. Это особенно прослеживается в лексике. Так, в латышском языке во всех облас­тях духовной и материальной культуры имеется множество лексических заимствований: baznīса (божница), svētīt (святить), svece (свеча), Lieldienas (Пасха-Великдень), zvanīt (звонить), nеdēļa (неделя); gads (год) и пр.

О раннем самораспространении православия на территории Латвии говорят найденные предме­ты быта, крестики, образки св. Георгия тех далеких лет.

Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по бере­гам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, фин­ских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.

К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духов­ные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из дорогих металлов, великолепны­ми фресками.

На правом берегу устья Даугавы (Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих.

Католическое миссионерство в этом регионе началось гораздо позже. Для этого вначале было испрошено разрешение Полоцкого князя Владимира, который дал на это свое согласие. С этих пор Православная Церковь на несколько веков оказалась в тяжелейших условиях. Уже в конце XII и в начале XIII века в здешних краях началось насильственное насаждение «латинянской» веры. Рыца­ри ордена Меченосцев огнем и мечом разорили и уничтожили такие православные духовные цен­тры, как Ерсика, Атзеле, Люцане (Лудза), Кукенойс (Кокнесе), древнее Толово (между Смилтене и Валмиерой), Венден (Цесис) и другие. И только церковь Святителя Николая в Риге выстояла и оста­валась действующей еще около трех столетий.

В середине XVI века Ливония развалилась. Земли к северу от Двины отошли к Великому княже­ству Литовскому. Курляндское епископство было продано Датскому королю. Северная часть вместе с Ревелем (Таллинном) подпала под власть короля Швеции Густава П.Адольфа. Курляндия осталась во власти Польши. В Даугавпилсе прочно обосновались иезуиты.

Однако в этих тяжелейших условиях Православная Церковь не была уничтожена. В 1570 г. в Юрьеве (Тарту) основывается Православная епископская кафедра, на которую был поставлен преосвященнейший епископ Корнилий.

В Илуксте, по свидетельству иезуита А. Посевина, проживали (1582 г.) только православные. Но именно в эти годы начинается повсеместное насаждение униатства как переходной ступени об­ращения Православной церкви в католичество.

Середина XVII века связана с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екаб способст­вует расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежав­ших от религиозных преследований. Вскоре древняя слобода у поместья Гольмгоф возводится в степень города с названием Якобштадт. К этому времени здесь уже были построены церкви св. Николая и Святодуховcкая с мужским монастырем.

Однако шведы, захватив Курляндию, разорили герцогство и взяли в плен самого герцога Екаба. Вновь началось преследование православия.

Отношение к православию начало несколько меняться после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли прися­гу на верность России. Но здесь, в районе устья Двины, уже не было ни одного православного храма.

Постепенно Православная Церковь возвращалась к своим истокам. Стали строиться храмы, открываться новые приходы.

В начале XIX века начинается обсуждение вопросов, связанных с самостоятельностью управле­ния церквами Прибалтийских губерний.

Через некоторое время Св. Синод с Высочайшего соизволения издает указ об учреждении в Риге викарианства. В качестве первого викария Псковской епархии назначается высокообразован­ный, владеющий несколькими языками, в том числе и немецким, епископ Иринарх (Попов) .

Преосвященнейший Иринарх прибыл в Ригу осенью 1836 года, а 8 ноября совершил свое первое богослужение в Петро-Павловском храме. С этого времени здесь в воскресные и празд­ничные дни начались архиерейские богослужения, и церковь стала именоваться Петро-Павловским собором.

Однако пребывание епископа Иринарха в Риге оказалось исключительно сложным. Оно совпа­ло с началом стихийного массового перехода местного населения в православие; Немецкие власти, возмущенные этим обстоятельством, начали травлю. Они обвинили викария в подстрекательстве к бунту и, на основании доносов, тайно вывезли из Риги во Псков, а затем под надзор Псково-Печерского монастыря. По его делу началось следствие.

В Ригу был направлен епископ Филарет (Гумилевский). До этого он являлся ректором Мо­сковской Духовной академии. Его приезд (1842 г.) сразу же был встречен недоброжелательно. Многочисленные инструкции Св. Синода строго ограничивали его деятельность, надеясь этим умиротворить немецкие власти и предотвратить дальнейший переход местного населения в православие. Но этот процесс, несмотря на жестокие меры, во многом вышел из-под контроля и no-прежнему продолжался, хотя и в значительно меньших масштабах. В православие переходи­ли не только лютеране. 21 апреля 1845 года епископ Филарет (Гумилевский) совершил в Риж­ском Петро-Павловском соборе, при огромном стечении народа, миропомазание членов обще­ства Гернгутеров, пожелавших принять православие.

Это усугубило негативное отношение к викарию. На него клевещут, пишут доносы, устраивают слежку. Но викарий продолжает свою деятельность. Он много внимания уделяет открытию первого в Риге православного Духовного училища с обучением на латышском и эстонском языках, начинает издание на родных языках богослужебной и богословской литературы.

Преосвященнейший епископ Филарет объезжает приходы, изучает состояние церквей в сель­ской местности. Он заботится о церковно-приходских школах, о подготовке священников для ла­тышских и эстонских приходов. Но любая его деятельность сталкивается с враждебным отношени­ем властей.

Однако сломить епископа Филарета не удалось. И тогда, вероятно, не без тайного ходатайства, его переводят на более высокую кафедру.

В Ригу назначается третий викарий, епископ Платон (Городецкий), который до этого являлся ректором С.-Петербургской Духовной академии. Его встречают (1848 г.) не менее враждебно. Но многие обстоятельства, в том числе и назначение нового генерал-губернатора, поддерживающего православие, помогали ему отстаивать интересы Православной Церкви.

В числе важнейших событий, связанных с пребыванием в Риге епископа Платона, стало учреж­дение самостоятельной Рижской епархии. Торжества по этому поводу начались 1 июля 1850 года. В 9 часов утра Рижскоградское духовенство, многочисленные рижане собрались у Александро-Невской церкви. Отсюда с иконами и хоругвями, в сопровождении воспитанников Рижского Духовного училища, направился Крестный ход к Петро-Павловскому собору. Началось торжественное бого­служение.

После Литургии был зачитан указ Св. Синода об открытии Рижской епархии.

В благословение (в Петро-Павловский собор) были переданы богато украшенные, в серебря­ных ризах иконы от Московского, С.-Петербургского, Киевского митрополитов. Храм получил дары от архиепископов Тверского, Литовского, Кишиневского, Харьковского, а также от Псковской епар­хии, Пантелеимоновского монастыря со святой горы Афон, Киево-Братской обители. Задонского монастыря и многих других.

Преосвященнейший епископ Рижский Платон становится правящим архиереем, а Петро-Павловский храм преобразуется в Рижский кафедральный собор. Владыка заботится о поддержании его в надлежащем состоянии. При кафедре основывается Петро-Павловское братство, которое вплоть до первой мировой войны строило церкви, открывало церковно-приходские школы, содержало учи­тельскую семинарию, помогало нуждающимся.

Пребывание епископа Платона в Риге было весьма непростым. Его деятельность буквально контролировалась немецкими властями и особенно немецкой цензурой. Тем не менее, он девятнадцать лет возглавлял Рижскую епархию и много сделал для укрепления Православной Церкви в крае.

В 1866 году Рижскую кафедру возглавил епископ Вениамин (Карелин). К этому времени Петро-Павловский кафедральный собор уже не вмещал всех желающих присутствовать на богослужении. Становилась очевидной необходимость скорейшего строительства нового собора. Но это требовало огромных средств, которых Рижская епархия не имела. Тогда стараниями Владыки начался сбор средств. По его ходатайству государственное казначейство выделило 900 000 рублей, огромную по тем временам сумму. К сожалению, благое известие застало епископа Вениамина в тяжелом состоя­нии. Вскоре он скончался и был погребен в Рижском Петро-Павловском соборе за левым клиросом в особо устроенной нише.

В 1877 году на Рижскую кафедру прибыл епископ Филарет (Филаретов), который до этого был ректором Киевской Духовной академии.

К сожалению, 23 февраля 1882 года епископ Филарет, будучи полон сил и здоровья, внезапно скончался и был погребен в Петро-Павловском кафедральном соборе за правым клиросом.

К этому времени строительство самого здания нового кафедрального собора подходило к кон­цу. 23 октября 1884 года Преосвященнейший Донат, епископ Рижский и Митавский, совершил в сооружении Рижекоградского духовенства освящение нового Рижского кафедрального собора во имя Рождества Христа Спасителя.

В первую мировую войну с приближением фронта началась эвакуация. Взятие немецкими войсками Риги сопровождалось захватом православных храмов и уникальных произведений церковно­го искусства. По распоряжению властей снимали колокола и увозили в Германию.

В девятнадцатом году к власти пришли большевики. Они расстреляли эстонского епископа Платона (Кульбуша), временно управлявшего Рижской епархией. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства.

В конце девятнадцатого года произошла смена властей. Большевики во главе с П. Стучкой покинули Ригу. У Православной Церкви появилась надежда на государственную поддержку. Но этого не случилось. Новые чиновники продолжали беззаконие. Ряд государственных структур самочинно захватывали лучшие здания, принадлежавшие Православной Церкви. Так, в Рижскую Духовную семинарию с анатомикумом вселился университет, Министерство иностранных дел захватило лет­нюю резиденцию архиепископа Рижского и Митавского. Военное ведомство разместилось в Риж­ском Духовном училище. Было отнято здание Гольдингенской семинарии, принадлежавшей Петро-Павловскому Православному братству.

Тяжелая участь постигла Рижский Христо-Рождественский кафедральный собор. Он был объ­явлен государственной собственностью. Его намеревались либо приспособить для государствен­ных нужд, либо вообще взорвать и смести с лица земли. Унижению и притеснению подвергся Рижский Св. Троице-Сергиев женский монастырь. У него, кроме зданий, были отняты луга «Спилвс», лесные угодья под Митавой, земля и усадьба основательниц обители, завещанные монастырю. В официальных бумагах монастырь стал именоваться «бывшим», т.е. ликвидированным, и все его имущество, вплоть до белья монахинь, было описано.

Православная Церковь тех лет столкнулась и с другим беззаконием. При попустительстве вла­стей, церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии. Так, Рижский православный Алексеевский мужской монастырь со всем имуществом, прекрасно обустроенной церковью, архиерейским домом - резиденцией главы Рижской епархии - заняла Католическая курия. Лютеране-эстонцы, воспользовавшись тем, что настоятель храма православный протоиерей Александр Вэратс находился в отъезде, самочинно заняли православную Петро-Павловскую церковь и зарегистрировались в Минюсте как «Лютеранская эстонская община».

Все надежды возлагались на прибывшего в Латвию Высокопреосвященнейшего Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Однако Владыка столкнулся с жестким противодейст­вием властей и сам был вынужден поселиться в подвале Христо-Рождественского собора, так как его резиденция - архиерейский дом был отобран. А власти продолжали захватывать здания и земли, принадлежавшие православию. Минюст медлил с регистрацией Православной Церкви в целом, ут­верждая, что она вообще не является латвийской.

В этой ситуации архиепископ Иоанн (Поммер) занял жесткую принципиальную позицию. Он направляет правительству Латвии «Меморандум», в котором говорит о дискриминационном отно­шении к Православной Церкви, о незаконном захвате властями и другими конфессиями недвижимости, принадлежащей Православной Церкви Латвии.

В своем письме от I (14) марта 1922 года к председателю Учредительного собрания Владыка, указывая на беззаконие по отношению к Православной Церкви, говорил, в частности, о том, что у православного эстонского прихода в Риге незаконно отнят лютеранами Петро-Павловский собор. «Этот храм, - писал архиепископ, - сооружен православными и для православных и всегда был бес­спорной собственностью Православной Церкви».

Отстаивая интересы Латвийской Православной Церкви, Высокопреосвященнейший Иоанн, ар­хиепископ Рижский и всея Латвии, добился того, что Сейм несколько раз обсуждал вопросы возвра­щения Православной Церкви Аяексеевского мужского монастыря, архиерейского дома, Петро-Павловского храма и другой недвижимой собственности, принадлежащей Православной Церкви Лат­вии. Однако острые дебаты в Сейме не дали никаких результатов.

В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование Высокопреосвященней­шего архиепископа Иоанна (Поммера), которое длилось несколько лет и завершилось трагически. Глава Латвийской Православной Церкви был зверски убит, и это преступление века осталось нерас­крытым.

Вскоре Православная Церковь Латвии незаконно оказалась под юрисдикцией Константинопо­ля. Но еще до начала второй мировой войны она вновь перешла под омофор Матери-Церкви - Русской Православной Церкви.

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Христо-Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.

Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.

4 мая 1990 года провозглашается независимость Латвии. Святейший Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви принимают решение о предоставлении Рижской епархии автономии. Для регистрации разрабатывается Устав на основе Устава 1936 года.

В декабре 1992 года в Риге созывается Вселатвийский Собор духовенства и мирян, который подтвердил назначение правящим Архипастырем Латвийской Православной Церкви Преосвященнейшего епископа Александра с титулом Рижский и всея Латвии. Собор избрал в помощь правяще­му Архипастырю Синод Латвийской Православной Церкви.

После Собора, в конце декабря 1992 года, Латвийская автономная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года, несущая свою не прекращающуюся ни на один день духовную и спасительную миссию святого православия на территории Латвии, получившая свое историческое бытие в XI веке от Русской Православной Церкви, имеющая единые с ней святы­ни, святых угодников Божиих, единый церковный строй, богослужение и уклад духовной жизни.

За последние десять лет Латвийская Православная Церквь заняла достойное место среди традиционных конфессий в независимой Латвии. В этот период возобновила свою деятельность Рижская Духовная семинария (2-ой выпуск), полвека находившаяся под запретом. Функционируют курсы катехизаторов и преподователей Закона Божия при Семинарии для учебных заведений Латвии. Ре­гулярно издаются две газеты: «Православная жизнь» и «Виноградная лоза». Церковь участвует в общественной жизни. Возрождается к жизни главная святыня Латвийской Православной Церкви - Рижский Христо-Рождественский кафедральный собор. Из руин восстановлен собор св. прав. Симеона и Анны в Елгаве, Никольский морской собор в Лиепае. Полностью отстроена церковь латыш­ского православного прихода во имя прп. Арсения Великого в Айнажи. Восстанавливается латышский приход в Колке. Завершается восстановление единоверческого храма Успения Пресвятой Богородицы в Даугавпилсе. Оборудованы храмы в пос. Седа, в г. Валке. Построены храмы в Саласпилсе, Огре. Возрождается Свято-Духовский монастырь. Совершена закладка ряда церквей и часовен.

Использованные материалы

http://www.pareizticiba.lv

http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-latvia.html

http://shh.neolain.lv/seminar14/sidakof.pravoslavie.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.