Значение ЕВЛАМПИЙ (ВВЕДЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ЕВЛАМПИЙ (ВВЕДЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Евлампий (Введенский) ( 1756 - 1813 ), епископ Калужский и Боровский .

В миру Введенский Евфимий Иванович, родился в 1756 в г. Юрьеве Владимирской губернии, в семье диакона Введенского девичьего монастыря (откуда и фамилия).

Будущий архипастырь после окончания Владимирской семинарии поступил в Московскую духовную академию , по окончании которой в 1788 году был пострижен в монашество и после рукоположения во иеромонаха был назначен префектом (инспектором) Московской духовной семинарии, а с 1792 года стал ее ректором.

С 1795 по 1799 - ректор Московской духовной академии .

С 1795 по 1798 - настоятель Московского Заиконоспасского монастыря .

С 1798 по 1801 - настоятель Московского Донского монастыря .

29 июня 1801 года архимандрит Евлампий был рукоположен во епископа Архангелогородского и Холмогородского . На этой северной кафедре, по словам знавшего его князя А.Долгорукого, проводил жизнь анахорета, чем весьма удивлял знавших его.

16 апреля 1809 года епископ Евлампий был переведен на Калужскую кафедру , где стяжал всеобщее уважение.

22 мая 1813 года епископ Евлампий скончался. Погребен в Калужском кафедральном соборе . В XIX веке на его могиле служили панихиды, получая при том исцеление.

На Калужской кафедре

Будучи весьма милостлив, он однако был требователен к ищущим священного сана. Во священники рукополагал лишь окончивших семинарию и по достижению возрастного ценза, что в то время было исключением, а не правилом. Если воспитанник просил рукоположения до окончания учебы, епископ Евлампий увещал доучиваться, и исключения делал лишь по просьбам вдов и сирот духовного звания. Даже диаконов посвящал на места своих отцов лишь после строгого личного испытания. От своих клириков архипастырь требовал высоконравственной христианской жизни, и всякое непотребство в духовном чине присекал самым решительным образом. С места на место епископ Евлампий переводить очень не любил, и вразумлял тех отцов, кто "по болезни" сдав свои места в деревнях, нанимался служить ранние обедни в городских церквях Калуги . Будучи хорошим проповедником, боролся с увлечением мистицизмом, охватившим городское общество в начале XIX века. Как бывший ректор МДА, епископ Евлампий много положил сил и на улучшение духовного образования в Калужской епархии . Когда количество учащихся в КДС достигло 900 человек, он произвел отделение семинарии от училища, перестроив здание семинарское, а для училища купил и перестроил усадьбу Билибиных. Его забота о духовном образовании доходила до того, что по опыту зная бедственное положение семинарских преподавателей, часто помогал им из собственных средств. Во время правления епископа Евлампия на одном из окон Ильинской церкви г. Калуги явился образ пророка Илии, к котрому стал стекаться народ, почитая образ чудотворным - по указу архипастыря он был перенесен в кафедральный собор.

Спокойное течение епархиальной жизни было прервано наполеновским вторжением, сильно потрясшим Калужскую губернию. Именно здесь совершился перелом в той войне. 6-го июля 1812 года в Калуге был получен манифест, призывающий к оружию и пожертвованиям все сословия империи. С Калужской губернии собрали 15000 ратников, в число которых поступило и несколько семинаристов. Духовенство пожервовало 10000 рублей, а также разные серебрянные и золотые вещи. По распоряжению преосвященного Евлампия по епархии совершались молебны и крестные ходы вокруг сел и городов с прошениями о небесной помощи. Когда калужское ополчение было готово к выступлению, епископ Евлампий привел ополченцев к присяге, произнес напутственную речь, и вручил начальнику ополчения хоругвь с изображением Калужской Божией Матери и праведного Лаврентия . 7-го сентября была закрыта консистория, и бездействовала до 13-го ноября. Купцы приготовили барки, чтоб отправить товары вниз по Оке. Только в церквях среди общей паники по-прежнему совершалось богослужение, и ежедневно служился соборный молебен с крестным ходом. А пред иконой Калужской Божией Матери молебны пелись и ночью. В ту ночь, когда французов ожидали в Калуге, епископ Евлампий выехал в с. Ромоданово и ночевал в доме владельца имения - Олонкина. В эту ночь, как указывают современники, многие русские и французские солдаты видели в воздухе образ Калужской Божией Матери, а на следующий день неприятели отступили. В память избавления Калуги от грозившей ей опасности по почину еп. Евлампия стал ежегодно совершаться крестный ход с иконой Божией Матери Калужской. В крестном ходу носили также и хоругвь Калужского ополчения, которая с 1815 года хранилась в кафедральном соборе, а в настоящее время находится в Калужском краеведческом музее. Кроме того, благодарные калужане просили дозволения поминать имя Кутузова на ектениях после императорской фамилии.

Однако радость избавления для калужан была омрачена разорением края - сильно пострадали и церкви. Согласно поданному еп.Евлампием рапорту, Св.Синод распорядился чтобы соседние с Калугой епархии помогли чем могут. Так, из Тулы было отправлено: 21 Евангелие, 8 напрестольных крестов, 8 комплектов сосудов с покровцами, 108 комплектов покровцов, 91 риза. Из Курска были присланы 3 ящика с облачением и утварью, и еще 3 ящика - от монастырей и церквей Петербургской епархии . Св.Синодом в Калужскую епархию был также отправлен архиепископ Рязанский Феофилакт (Русанов) (б. Калужский) - для сбора сведений о разрушениях и для раздачи пособий. В самой же Калуге была образована комиссия для помощи бедствующему духовенству. Всего на восстановление разоренных храмов и монастырей, а также на помощь духовенству, было израсходовано 76776 рублей. Кроме всего этого, Преосвященный старался как можно быстрее возобновить службу в церквях не только Калужской епархии, но и Смоленской, временно управляющим которой он стал после того, как в августе 1812 года Смоленский епископ Ириней (Фальковский) , взяв чудотворную икону Божией Матери Смоленскую , покинул епархию вместе с большим количеством духовенства. В Смоленскую епархию епископ Евлампий отправил послание, а также устроил у себя 6 человек из нее. К себе же он принял еще 3 человек из разоренной части Московской епархии, где 11 ноября 1812 года умер митрополит Платон (Левшин) .

Пережитые трудности сильно сказались на здоровье Владыки , и ему пришлось поселиться до конца дней в Калужском Лаврентьевом монастыре . Здесь он вернулся к аскетическому образу жизни, который проводил на кафедре Архангелогородской . В монастыре он создал скотный двор, а у себя в келье собрал необычайно большую библиотеку на русском, латинском и французком языках. Скончался епископ Евлампий 22 мая 1813 года [1] , и иждивением Калужского дворянства был погребен в Калужском кафедральном соборе.

Сочинения

Слово на новый год. М., 1804.

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы, говоренное Преосв. Евлампием, еп. Калужским и Боровским 1 окт. 1810 г.

Слово в с. Сергиевском, по освящении храмов. М., 1810.

Литература

Леонид, иером. История церкви в пределах Калужской губ. и калужские иерархи. Калуга, 1876. с. 270.

Геннади Г. Справочный словарь, т. 1, с. 334.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_394

[1] на сайте Калужской епархии дата кончины - 16 апреля

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.