Значение слова АВАРЫ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АВАРЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Авары (греч. Αβαροι, древнерус. обърѣ], союз кочевых племен, вероятно монголо-тюркского происхождения.

История

Появление на исторической сцене

История аваров до середины VI века практически неизвестна; отдельные сведения об их предках (в частности, о среднеазиатских жужанях ) встречаются в китайских хрониках. В связи с ростом могущества Тюркского каганата , подчинившего большую часть Центральной Азии , авары, среди других кочевых народов, оказались оттеснены к западу. Численность аваров в то время, после включения в их союз племен Приуралья и Поволжья составила около 10 тысяч всадников. В 550-х годах, нанеся поражение сабирам , авары вышли на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье, где покорили славанские племена, в том числе союз антов [1] , и таким образом подошли к северным границам Восточной Римской империи .

Авары и Восточно-Римская империя. Пик могущества

В 558 году аварские посланцы обратились к аланскому правителю Саросию , чтобы при его содействии просить византийского императора впустить их на территорию империи. Вскоре аварское посольство, возглавляемое неким Кандиком, прибыло в Константинополь . Представ перед императором, посол сказал: " К тебе пришел народ авар, наибольший и наисильнейший из народов. Он может легко отбить и уничтожить врага, поэтому тебе выгодно заключить союз с аварами: в них обретешь ты надежных защитников ". Император Иустиниан I заключил с ними союз весной 558 года, и отправил авар против кутригур , родственных им утигур и восточных славян , с которыми они успешно сражались. После этого император заключил с ними новый договор 562 года, разрешавший им селиться на опустевших землях империи в Подунавье [2] . Через несколько лет авары под предводительством кагана Баяна вступили в Паннонию , где после распада державы гуннов обосновались враждовавшие племена гепидов и лангобардов . Авары вступили в союз с последними в обмен на обещание покинуть Паннонию в случае победы. Гепиды были побеждены и в 568 году лангобарды ушли в Италию , вытеснив оттуда византийцев. Вместе с этим Паннония стала центром аварской державы - каганата.

После падения гепидов империя сразу же заняла их столицу в Сирмии , что вызвало, однако, длительную византийско-аварскую распрю. Овладев Сирмием в 582 году, авары начинали захват владений Византии на Балканах . Император Маврикий был вынужден начать против них затяжную войну, шедшую с переменным успехом, но в целом неудачно: заключавшиеся время от времени перемирия были все более невыгодны для империи. Затяжные византийско-персидские войны того времени давали аварам возможность разорять балканские земли почти безнаказанно. Византия, после победы над персами в 591 году, вытеснила на некоторое время авар с балканских территорий, но при этом выплачивала им всё большую дань за мир. В VI веке византийцы выплачивали каганату дань золотом общей суммой до 80 тысяч золотых солидов в год, а начиная с 600 года - до 100 тысяч. В начале VII века византийские императоры платили аварам ежегодно по 120 тысяч солидов [3] . До 626 года аварскому кагану было выплачено около 6 миллионов солидов (25,000 кг золота). Это несметное количество монет в оборот не поступало: вероятно, авары переплавляли их для изготовления украшений и сосудов; небольшая часть делилась между вождями и попадала в клады.

Аварская экспансия шла и на запад, где они, покорив хорватов и сербов , в 595 году, в союзе со словенами , они вступили в войну с баварцами , а затем и с франками . Франки потерпели ряд серьезных поражений от авар, настолько сильных, что даже король франков Зигиберт II побывал в аварском плену. Ему удалось выйти на свободу только за обещание не поддерживать христиан, подвластных каганату, и женить своего наследника Дагобера I на аварской принцессе — Рахили. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ля Рошель .

Находясь в начале VII века в пике могущества, авары вступили в союз с персами против империи, вскоре оказавшейся на грани гибели: войска аваров появлялись в окрестностях Константинополя ; при попытке договориться с ними едва не попал в плен император Ираклий . В то время когда он боролся против персов на Востоке, авары и подвластные им славянские племена осадили Константинополь, но потерпели сокрушительное поражение в 626 году. Как утверждают византийские источники, от захвата и уничтожения Константинополь спасло непосредственное вмешательство самой Богородицы , с которым связано создание в Византии кондака «Взбранной Воеводе». Это поражение подорвало могущество аварской державы.

Закат аварского государства

В византийско-аварских войнах ясно проявлялась разрозненность аварских войск, составленных из разноплеменных элементов: когда визнатийцам удавалось обратить вспять войска кагана, часть аварского войска переходила на сторону противника. С поражением авар от их государства стали отпадать зависимые племена: хорваты и сербы выступили на стороне Византии, в Моравии образовалось славянское государство Само , а в Северном Причерноморье хан протоболгар Куврат возглавил самостоятельное объединение кочевых племен Великая Болгария около 635 года. Упадок каганата усугублялся внутренними раздорами среди преемников аварского кагана Баяна. С целью овладения золотым троном кагана кутригуро-болгары подняли восстание внутри страны. Они были подавлены и вскоре вытеснены с земель каганата. В 670-х годах влияние авар практически схошло на нет с появлением на Дунае значительных сил протоболгар , образовавших государство в современной Северной Болгарии и поддерживавшее до IX века дружеские отношения с аварами. Как сообщается в одной из византийских хроник, один из сыновей бóлгарского хана Куврата был вынужден со своим народом вновь переселиться на аварскую территорию, что дает некоторые основания говорить о смешении авар и протоболгар. Территория Аварского каганата сократилась до границ современной Венгрии , Северо-Западной Румынии и Восточной Австрии . С 680 года сведений о внутреннем положении Аварского каганата за целый век не встречается в источниках.

В 780 году авары появляются на страницах западных хроник уже в связи с завоевательными походами Карла Великого . Авары были для франков наиболее опасными противниками. Поэтому вначале они пытались установить с ними дружеские отношения. Для этого они обменялись посольствами: в 780 году в Вормс прибыли аварские послы, а затем посольство франков посетило каганат. Тем не менее в 788 году баварскому князю Тассилон удалось заключить с аварами союз против франков. Однако войско их было разбито. Тогда Карл разработал план окончательной расправы с аварами. Для этого он предварительно укрепил ряд городов, в том числе пограничный Регенсбург .

В 791 году Карл начал войну против аварского кагана, разбил его и вынудил заключить мир. Побежденные, но окончательно не покоренные саксы решили поддержать авар, отправили к ним посольство, а затем подняли восстание у себя на родине, в тылу франков. Но авар, однако, это уже не могло спасти, так как в самом каганате начались раздоры. В ходе внутренней смуты был убит югур, а позже и сам каган. В 795 году тудун уже пытался принять Христианство и в связи с этим отправил послов к франкам. В 796 году он лично прибыл в Аахен и присягнул на верность королю.

В этом же году войско франков во главе с Пипином захватило резиденцию аварских каганов Ринг , по-видимому, находившуюся возле реки Тисы [4] . Множество авар спаслось бегством за Тису, но еще больше попало в плен. Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Аахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий.

В 797 году авары восстали, но были разбиты и присягнули Карлу; вскоре последовало еще несколько восстаний, но в 805 году авары окончательно покорились. Часть их была в это время подчинена болгарским ханом Крумом . 21 сентября 805 года аварский великий каган был крещен франкскими миссионерами, приняв имя Авраам [5] . В IX веке авары занимали уже небольшую часть Задунавья, по-видимому, территорию между Веной и рекой Рабой. По мнению некоторых исследователей, их область простиралась на восток до Паннонхалмы , где их теснили славяне. В 823 году упоминается о присутствии аварских послов на имперском съезде, где они представляли один из народов империи Каролингов . В Верденском договоре 843 года упоминается «королевство Аварское». После этого никаких письменных сведений об А. уже нет - они растворились среди других народов, что нашло отражение в " Повести временных лет ": « Погибоша, аки Обре: ихже несть племени ни наследка » [6] . Уже спустя столетие после падения Аварского каганата этот народ представлялся в памяти могучими великанами (самоназвание авар - обры - в некоторых западнославянских языках означает великанов), о которых слагались легенды.

В одном византийском источнике IX века сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества: рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума . Хан спросил у них: " Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ ?" Они ответили так: " Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья ".

Этногенез

Византийский летописец VII века Феофилакт Симокатта сообщает, что авары это были племена "уар и хунни" (Οὐὰρ καὶ Χουνί), присвоившие себе «внушавшее ужас имя» могущественного народа аваров [7] . В XVIII веке была высказана гипотеза, что авары - это племена, вышедшие из Центральной Азии и известные под именем "жуан-жуаней", в кочевую империю которых одно время входили и тюрки . По другой версии, они выходцы из Средней Азии и их предками являлись варкхониты ; последняя версия подтверждается якобы тем, что на территории Венгрии названия некоторых селений имеют корень варконь . Однако и до настоящего времени вопрос об их происхождении неясен.

Преодолев в середине VI веке огромные территории, авары привели с собой в Карпаты и другие этнические элементы: иранцев с Поволжья , кутригур из южнорусских степей. Авары изначально представляли собой этнически смешанный народ. Обычаи устраивать большие могильники, хоронить лошадей отдельно от человека свидетельствуют о том, что среди пришельцев были монголоиды , частичные же захоронения лошадей (только ноги и череп) - об иранских обычаях.

Реконструкция черепов из одних могильников аварской эпохи позволяет отнести их к монголоидам, но в других могильниках этот тип встречается редко, а в иных, относящихся к той же эпохе, и вовсе отсутствует: в них были погребены исключительно европеоиды (североевропейского, средиземноморского, восточно-балтийского типов).

В Аварский каганат вошло множество обитавших здесь племен, в том числе многочисленные славяне и германцы -гепиды. Почти столетие власть кагана распространялась на часть территории южнорусской степи, населенной кочевниками. Кроме того, в конце VI веке. в Аварский каганат влились преследуемые тюрками племена кутригуров , тарниахов и забендеров . Среди древнего населения Центральной Венгрии были потомки сарматов и населения древнеримских провинций, жившие здесь еще до прихода авар. Все эти группы, взаимно смешиваясь, составляли и преобразовывали аварский народ.

Средняя продолжительность их жизни была низкой: мужчин - 38 лет, женщин - 36 лет. Особенно часто умирали дети в возрасте до двух лет.

Аварское общество

Данные об устройстве аварского общества предоставляются их захоронениями. На этой основе аварскую историю с середины VI века делят на три периода: раннеаварский (почти до конца VII века), среднеаварский (конец VII - начало VIII века, выявление памятников представляет значительную трудность), позднеаварский (начало VIII - начало IX века, исчезли ирано-монгольские обычаи как большие могильники и отдельные захоронения лошадей). На территории Венгрии и в соседних странах обнаружено более двадцати тысяч погребений, относящихся к аварской эпохе. Датировка осложняется тем, что в аварских могильниках редки монеты, позволяющие точно определить время захоронения.

Богатство могильников отражает следующую иерархию общества. Во главе каганата стоял каган . Его первая жена звалась катун . Наместниками кагана были тудун - вероятно, правитель отдельной части страны - и югур . По поручению кагана дань в стране собирали тарханы - скорее всего, знать. Ниже тарханов стояли вожди племен и родов. Племенным и родовым вождям и принадлежит чаще всего найденный во время раскопок погребальный инвентарь (в Сентэндре, Боче, Кунсентмиклош-Бабоне и т. д.).

Большая часть аварского общества состояла из воинов. В погребениях находится много оружия, так как, по представлению аваров, воины и в загробном мире продолжали ту же деятельность, что и на земле. Можно предположить, что захоронения с оружием принадлежали знати, поскольку оружие было дорогим. Часто богато украшенные мечи и кольчуги простых воинов в могилы не попадали, а переходили по наследству от отца к сыну. В погребениях нет и колчанов с полным набором стрел (известно лишь погребение в Боче, где захоронен вождь племени). Обычно количество стрел не достигает и десятка. Вероятно, каждая стрела была символом власти над десятью свободными воинами - ведь организация аварского войска строилась по принятой в Азии десятичной системе.

В 558 году появление авар в византийской столице вызвало большой интерес, ибо в волосы мужчин были вплетены цветные ленты - характерный убор кочевников.

Известно множество богатых погребений ранне- и среднеаварского периодов, сконцентрированных в средней части Венгрии. Однако в позднеаварское время таких погребений нет. Зато увеличивается количество могил с бедным инвентарем, что свидетельствует как о расслоении общества, ведущем к возрастанию числа людей, лишенных собственности и попавших в зависимость, так и о влиянии Христианства, ибо Церковь запрещала языческие обряды захоронения с оружием и конем. Тем не менее, в могилы попадали украшения (серьги, браслеты, кольца, перстни), головные уборы, по которым можно судить об общественном положении погребенного.

Каждая большая патриархальная семья имела свое место в могильнике. Однако знатных людей хоронили отдельно от остальных членов семьи - в особой части могильника; в таких отсеках обычно много золотых вещей.

Знать хоронили иногда в гробах из скрепленных досок. Бедняков, по-видимому, заворачивали в циновки или какой-нибудь другой быстро истлевающий в земле материал.

Форма могил была различной. Известны, хотя и крайне редко, могилы с подбоем : от основной ямы отходило мешкообразное углубление для умершего. Иногда это углубление шло параллельно основной яме, где хоронили лошадь. Различные формы могил свидетельствуют о том, что авары смешивались с другими народами постепенно, сохраняя старые обычаи и подчеркивая тем самым, какие этнические элементы имеют перевес в тех или иных родах. Описанный обычай захоронения показывает преобладание монголоидных элементов. Захоронения в стоячем или сидячем положении свидетельствуют о том, что могильник принадлежит потомкам сарматов или же выходцам из Средней Азии.

Встречаются и парные погребения: либо мать с грудным младенцем, либо мужчина и женщина, что, вероятно, отражает обычай убийства вдовы после смерти мужа. Но не исключается и одновременная естественная смерть супругов.

Авары, как и другие кочевые народы, не знали развитого института рабства. Лишь в качестве домашних рабов они использовали попавших в плен иноплеменных воинов и разорившихся соплеменников.

Поселения и хозяйство

В настоящее время известно местонахождение нескольких сот аварских поселений VII - IX веков. Самые крупные раскопки в Венгрии были проведены близ города Дунауй-Вароша , где сохранились остатки 37 жилищ. На своих селищах авары жили в полуземлянках с деревянными стенами, внутри которых были сложены печи-каменки. Во многих жилищах обнаружены зерновые ямы, а между постройками - глинобитные очаги. В VII веке жилища на каждом селище располагались по кругу [8] . На эти зимние селища полукочевые авары возвращались вместе со скотом после выпаса его на летних пастбищах. С весны до осени они жили в легкопереносимых юртообразных сооружениях.

Основой хозяйства авар являлось полукочевое скотоводство. Постепенно полукочевой образ жизни сменялся оседлым. Поэтому часть населения (главным образом, потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием.

Большую роль в аварском быту играла лошадь. По костным остаткам установлено, что это были лошади в основном восточных кровей, быстрые, пригодные для передвижения в степи и на песчаных почвах. Именно таких лошадей изобразили резчики по кости и серебру раннеаварской эпохи.

Помимо коневодства авары разводили крупный рогатый скот, овец, коз, мелких кур - в погребениях не раз попадалась раскрашенная яичная скорлупа.

Исследование костей свиньи, найденных среди остатков пищи, которой снабжали умершего в дальнее путешествие по загробному миру, показало, что славянские животноводы аварской эпохи скрестили выведенную еще в неолите южноевропейскую породу домашней свиньи с североевропейской. Именно с тех пор и существует широкораспространенная в середине XX веке алфёльдская жироносная порода свиньи.

О растениеводстве авар известно мало. Остатки зерновых культур обычно находят в обугленном состоянии. Так, сохранились зерна проса (эту культуру выращивали и авары, и славяне), пшеницы ( VI - VII веков), ржи и овса ( IX века).

Землю пахали деревянным плугом с железным сошником. На территории Венгрии такой сошник известен с IX века, а в древней Моравии и раньше. Пшеницу жали серпом.

В большинстве погребений обнаружены хорошего качества глиняные сосуды, значительная часть которых в позднеаварский период изготовлялась на гончарном круге. Некоторые сосуды ввозились из окрестных мест, не издалека, поскольку глиняные изделия не выдерживают длительной перевозки.

На территории Венгрии того времени обнаружены и остатки железоплавильной печи-домны для изготовления сырья для оружия и сельскохозяйственных орудий.

Товары производились не только для удовлетворения своих собственных потребностей, но и для обмена. В аварских погребениях находится много вещей, ввезенных из других мест. Среди них золотые, серебряные и бронзовые серьги, браслеты, перстни, пряжки, головные уборы, цветные стеклянные бусы. Очевидно, привозились шелковые ткани и другой материал для одежды, не сохранившийся до наших дней. За все это платили, по-видимому, скотом, лошадьми, кожами, шерстью.

Из латинских источников известны торговые и рыночные места, где появлялись со своими товарами авары - странствующие купцы и ремесленники. Погребение одного из них было обнаружено в окрестностях села Кунсентмартон. Среди находок была пластинчатая нагрудная кольчуга: дороги в стране не всегда были безопасны для путников.

В Аварский каганат приезжали купцы издалека, с Востока. По некоторым данным, через Карпаты проходили важные торговые пути на Запад. По обычаю всех кочевых народов, авары взимали с торговых караванов пошлину. В результате престиж правителей отдельных областей страны и самого кагана значительно увеличивался.

Сами авары не чеканили своих денег. Некоторые исследователи полагают, что авары занимались подделкой византийских золотых монет. Однако на всей территории каганата обнаружено не более дюжины таких подделок, а этого недостаточно для окончательного решения вопроса, тем более что поддельные деньги найдены и у соседних народов.

Письменность

Археологические данные свидетельствуют о том, что авары знали руническое письмо : они высекали и выцарапывали различные заклинания, чтобы уберечься от бед, и именные знаки собственности (тамги) на различных предметах. Однако нет данных, что эта письменность использовалась в переписке или в создании литературных памятников.

О языке авар также мало известно. Мы можем получить о нем некоторое представление только по личным именам и названиям титулов, хотя и имена и титулы могли быть и не аварского происхождения. Причем и их сохранилось немного: имена послов были Кандик, Солак, Кок, одного из шаманов звали Боколаброй. Вероятно, это имена тюркского происхождения, равно как и титулы кагана, тудуна, югура, тарханов.

Верования

О верованиях авар и других народов Аварского каганата известно очень мало. В одном из источников упоминается главный шаман; другой свидетельствует, что авары были идолопоклонниками.

Ясно, что авары как бы удваивали мир: помимо земного они мыслили себе и загробный. Вместе с умершим в могилу обычно клали пищу, коня с оружием, чтобы воин мог продолжать свой путь и битвы. Потусторонний мир, согласно шаманистическим поверьям, состоял из нескольких уровней, расположенных один над другим. Умершие могли попасть на верхний уровень лишь после различных испытаний. Такому продвижению наверх помогали стрелы - поэтому их и клали в колчан рядом с погребенным.

Перед погребальным обрядом или во время него могильные ямы "очищались" от злых духов с помощью огня или горящих угольев.

Разные народы, согласно своим поверьям, хоронили людей головой к той или иной части света - по направлению к центру мира или в ту сторону, откуда ждали воскресения. У авар единой ориентации не было - слишком разноплеменными они были; погребение происходило головой как на восток, так и на запад. Во многих случаях над умершими совершали магические действия. Уже после погребения могилу вскрывали, вынимали череп погребенного и читали над ним заклинания. Боязнь того, что умерший может вернуться с того света, побуждала иногда хоронить покойников распластанными на животе.

Для проповеди Христианства среди авар еще в 739 году [9] была учреждена епископия в Зальцбурге . Обращение аваров в Христианство ускоряется в конце VIII - начала IX века, вместе с подпадением под франкское владычество.

Искусство аварской эпохи

Авары были хорошими резчиками по кости, на роговых пластинках. Как свидетельствуют хроники, они изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. Ничего из этого не дошло до наших дней, но сохранились прекрасные металлические украшения - византийского образца серьги, браслеты, кольца, перстни; цветные стеклянные бусы и ожерелья, изготовленные, по-видимому, на Востоке. Свободные воины VI - IX веков носили ремни, украшенные металлическими бляшками. Такими же бляшками покрывались и конские сбруи. В позднеаварский период бляшки изготовлялись методом художественного литья. Среди них трудно найти две одинаковые. На поясных ремнях закреплялись большие литые наконечники с растительным орнаментом, фигурками людей или с изображением борьбы животных. Мечи и колчаны вождей покрывались золотом, простых воинов - серебром. Даже железные стремена были художественно выкованы, а некоторые инкрустированы серебром.

Глиняная посуда (возле г. Сексарда обнаружены гончарные печи) была слабо орнаментирована.

См. также

"Авары", Православная Энциклопедия , т. 1, 76-77:

http://www.pravenc.ru/text/62552.html

Использованные материалы

"Авары", Православная Энциклопедия , т. 1, 76-77:

http://www.pravenc.ru/text/62552.html

Эрдели, Иштван, Исчезнувшие народы. Авары. :

http://www.kulichki.com/~gumilev/debate/Article24.htm

http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/step00.htm

[1] См. Менандр. Ист. 4-6.

[2] Theoph. Chron., 232.

[3] По некоторым подсчетам, 1/75 часть золотого фонда Византии выплачивалась в качестве дани аварам - годовое поступление золота в казну империи составляло в то время в среднем 37 тыс. кг золота, что равнялось 8 млн. солидов.

[4] Согласно иным источникам она располагалась на Дунае на месте современного болгарского города Преслав или, как в русских летописях, Переяславец-на-Дунае — то место, где франки "переяли славу обров". Великий русский князь Святослав I Игоревич называет этот город столицей всей земли, на которую он претендует и считает своей по праву.

[5] Annales Iuvavenses maiores; Annales s. Emmerammi maiores, a. 805 / Ed. H. Bresslau // MGH, SS. 1934. T. 30/2. P. 738-739.

[6] ПСРЛ. 1997р. Т. 1. Стб. 12

[7] Феофилакт. Ист. VII 7-8.

[8] Так же располагались жилища на Эльбе и в Молдавии .

[9] Так по статье "Православной Энциклопедии", см. http://www.pravenc.ru/text/62552.html. По Иштвану Эрдели - в 798 году, см. http://www.kulichki.com/~gumilev/debate/Article24.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.