Значение слова ТУЛА в Православной энциклопедии Древо

ТУЛА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Тула , областной центр в России .

История

Имя Тулы как города упоминается в летописях, относящихся к 1147 году. "Новгород-Северский и Курский удельный князь Святослав Ольгович , 1147 года, преследуемый врагами, своими братьями, в отчаянной храбрости пробился сквозь дружины их под Карачаевом, и скрылся в лесах вятичей; тут с остатками дружины своей и бродниками (вольница) ходил он собирать дани: с Козельска, Тулы , Дедославля, Мценска, Ельца и Пронска" [1] .

"Время основания Тулы неизвестно, в истории она упоминается впервые в 1147 году среди городов рязанской земли. Есть основания предполагать, что первоначально Тула находилась в 15 верстах от нынешнего города вверх по реке Тулице. В половине XIV века Тулой владела татарская царица Тайдула , жена хана Ченибека " [2] .

Наименование города "Тула" некоторые историки производят от созвучия с именем царицы Тайдулы. "Святой Алексий митрополит 1357 года исцелил ослепшую царицу Тайдулу в столице казанского ханства - Сарае. Привозмущении же в орде Хидаря в 1360 году убита Тайдула, вдова Чанибека, царствовавшего с 1342 года. Следовательно, Тула во владении этой царицы находилась менее 18 лет. Покойный историограф Карамзин, увлекшись созвучным именем Тайдулы с Тулой, приписал ей название сего города. Вслед за Карамзиным и покойный Николай Алексеевич Полевой повторил то же несправедливое мнение [3]

Составитель Церковно-славянского словаря священник (позже протоиерей) Григорий Дьяченко пишет в своём словаре: "Тула названа так в честь татарской царицы Тайдулы, жены хана Джанибека (в XIV в.), которую ездил лечить в Орду от глазной болезни святой митрополит Московский Алексий. Впрочем, Тула лежит, между прочим, по реке Тулице…" [4]

В Никоновой летописи под 1147 годом говорится:

"Князь Святослав Ольгович, идее в Рязань, и быв во Мценске и в Туле, и в Дубке, на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку [5] , из чего видно, что Тула входила в это время в состав Рязанской области, а самое существование её, возможно, началось несколько ранее, но так как раньше 1147 г. не встречается в летописях упоминаний о Туле, то 1147 год принято считать временем её исторического рождения, а, следовательно, и название "Тула" город получил на двести лет раньше, чем он находился во владении татарской царицы Тайдулы.

Владимир Даль , объясняя в своём словаре слово "Тула", пишет: "Тула - скрытное, недоступное место, затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья. С этим может быть в связи названье города" [6]

Надо принять во внимание, что при движении на Москву татарских орд Тула находилась на их пути, прежде всего принимала на себя их удары и таким образом являлась для Москвы некоторой защитой. Тула как бы являлась крепостью. Вот почему более вероятным следует считать происхождение наименования города Тулы, согласно мнению Владимира Даля. Возможно, что город стал называться Тулой от названия реки Тулицы, в устье которой (Тулица впадает в реку Упу) в конце XI или в начале XII века был построен дубовый острог (городище) для воинской стражи. Этот острог стал называться Тулой.

Поледнего мнения придерживается И.Ф.Афремов. Он пишет: "Древняя зависимость её (Тулы) от Рязани даёт повод думать, что первое основание Тулы положили рязанские удельные князья, построив в исходе XI или начале XII века дубовый острог (городище) при впадении Тулицы в реку Упу, для воинской стражи и собирания податей с окрестных лесных жителей - предков наших вятичей. Вопреки всем мнениям археологов, имя Тулы несомненно произошло от речки Тулицы, начинающейся в 30-ти верстах выше Тулы… как и прочие города наши: Чернь , Крапивна , Венёв , Кашира и Белёв получили имена по речкам тех же названий, и, прежде нежели стали существовать города те, речки их носили уже свои наименования… От чего же произошли собственные имена рек? Это другой этимологический вопрос. Например, имя Тулица очень удобно произвести от древнего глагола "тулиться", "притулиться", то есть, скрываться, прятаться, означая этим, что речка Тулица, протекая в то время дремучим лесом, казалась в нём скрывающейся" [7] .

Самыми древними обитателями Тульского края были народности финско-угорской языковой семьи и народ славянского племени - вятичи .

В пределах нынешней Тульской области приблизительными естественными границами древних вятичей были: на юге области река Зуша, на западе и севере - река Ока, с восточной стороны - верхнее течение Осетра и с юго-западной - верхнее течение реки Дона.

"Летописи упоминают, - пишет в своём труде И.Афремов, - что до принятия христианства киевскими славянами - полянами, родоначальник наш полянин Вятко перешёл со своим семейством из диких полей своей родины в дремучие непроходимые леса на реку Оку, где племя его размножилось под именем вятичей, вытеснивших финнов, древних обитателей мест этих, или частично слившихся с аборигенами сими. До нашего времени оставшиеся древние названия урочищ и рек по Тульской губернии не имеют никакого значения в корнях славянского языка, и прямо указывают на финское происхождение, например, следующие речки: Скнига, Уйка, Атыш, Куковля, Варада, Туратья, по-фински значат: лапоть, старик, прощай, полный месяц, возле, раки (передано мне покойным учёным нашим Василием Алексеевичем Левшиным). Сама царица рек Волга носит финское имя и значит "святая" [8] . Ока значит "прямая" [9] . Яго значит "вещунья" [10] .

Стоявший на московской границе в глуши лесов, городок Тула медленно превращался в большой город. Эта медлительность объясняется географическим расположением Тулы. Находясь на пути к Москве, Тула неоднократно подвергалась нашествиям татаро-монгол, претерпевала неоднократные погромы, опустошения и разорения от орд хана Батыя ( 1237 - 1238 ), Тимура ( 1348 ), Мамая ( 1380 ), полчища которого разбил великий князь Московский Димитрий Донской в битве на Куликовом поле в тульской области; Тохтамыша ( 1383 ), Ахмата ( 1472 ), Мурзы Туказана ( 1517 ), Девлет Гирея ( 1552 и 1571 г.). [11]

Особенно тяжёлым был для Тулы 1592 год, когда при вторжении татар в пределы Московского государства, она была разграблена и сожжена, а множество населения отведено в плен. Об этом бедствии летописец говорит: "Яко и старые люди не видели ещё такой небывалой изгоны".

Такое опасное положение Тулы заставило московских правителей-князей сделать Тулу укреплённым пунктом. "В 1509 году великий князь московский Василий Иоаннович повелел, не трогая старое "городище", заложить на левом берегу Упы новую дубовую крепость с воротами, из коих первые назывались "Красными" и стояли у красного, ныне чугунного моста [12] , что близ церкви Нового Никиты или Сретения. Отсюда крепость располагалась по местности, ныне занимаемой Посольской улицей; следующие ворота назывались Ильинскими, у церкви Ильи Пророка, далее в стене был Абрамов "пролаз", т.е. проход для пешеходов, это было коло того места, где ныне стоит церковь Николы (часовня). Потом стояли "Крапивенские" ворота - это уже на Киевской улице, где она пересекается с Посольской. Далее шёл древний земляной вал, отчего и улица носила название "Завальской", и то же наименование получила находящаяся там церковь св. Николая. Вал шёл от реки Хомутовки и затем переходил через Упу в засеку на север, а на юг шёл по Киевской дороге тоже оп засеке" [13] .

Все поименованные храмы ныне закрыты, а названия улиц заменены другими: Киевская была переименована в улицу Коммунаров, теперь она называется проспект Ленина; Посольская улица называется Советской; Завальская - Пионерской.

"По берегу реки Упы и до Красного моста опять шла дубовая стена с башнями, двумя воротами (Ивановскими и Мясными) и пятью "пролазами" для пешеходов" [14] . Эта крепость была вооружена немецкими и московскими пищалями и пушками. В 1514 году, по приказанию того же князя московского Василия Иоанновича , внутри деревянной крепости заложен каменный город - нынешний Кремль г. Тулы. Он строился по подобию Московского Кремля и был закончен в 1521 году. Кремль выдержал страшную осаду крымских татар, напавших под предводительством хана Девлет-Гирея в 1552 году. В Предтечевом монастыре у храма в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, воздвигнутом туляками в благодарность Господу за спасение и победу, были погребены все павшие в жестокой и славной битве 21-22 июня 1552 года.

Каменный кремль, построенный в 1521 году, сохранился в таком же виде до нашего времени. Он имеет в длину 490 сажен, толщину стен - 4 аршина, высоту - от 5 до 6 сажен. Ворота его имели следующие названия: посредине к р. Упе (на кривой мост) - Водяные, от них направо, в кремлёвском саду, к архиерейскому дому - Глухая башня, под ней погреб; далее - ивановские ворота, Никитская угольная башня, под ней хранился порох и тут же пытали разбойников; потом - Одоевские ворота, выходящие на Киевскую улицу, угольная Спасская башня, против церкви Воздвижения (теперь этот храм не существует), на ней висел вестовой колокол; потом - Пятницкие ворота, обращённые к гостиному ряду и Пятницкой церкви, у этих ворот за железными дверями хранились воинские орудия и съестные припасы на случай осады… Последняя круглая башня стояла против Казанского собора (теперь не существующего). Ворота и башня были возобновлены в 1684 и 1821 годах" [15] .

В настоящее время ведутся работы по реставрации стен и башен Тульского Кремля и расположенного внутри Кремля бывшего кафедрального Успенского собора, как архитектурных и исторических памятников.

Деревянная крепость тульского Кремля после 231-летнего стояния была разобрана, вал срыт, рвы засыпаны и сравнены с улицами.

Со времени построения внутри деревянной крепости - каменного города - в 1514 - 1521 г.г. - Тульский Кремль становится центром начинающего формироваться города, но всё же опасность расположения местности Тулы ещё долго не внушала людям охоты избирать себе место для постоянного жительства в этом городе, чем и объясняется малочисленность тульского населения в те годы. Так, по описи 1685 года в Туле насчитывалось населения всего 1147 человек [16] .

После пережитых бедствий - нашествий иноплеменников, междоусобиц, голода и прочих трудных годин, Тула только с середины XVII столетия вступила в степень мирного города, после чего стало увеличиваться в ней население, а вместе с этим развиваться в Туле местная промышленность и торговля.

В 1708 году Тула была приписана к Московской губернии, в 1719 году сделана провинциальным городом той же губернии, а в 1777 году, после открытия тульского наместничества, сделана главным городом этого наместничества. В 1797 году Тульское наместничество было переименовано в губернию, а центром этой губернии, т.е. главным её городом, стал город Тула.

Использованные материалы

http://tula.eparhia.ru/hisory/ - сайт Тульской епархии.

ПРИХОДЫ ТУЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ (по данным клировых ведомостей, 1915-1916 гг.)

http://www.auditorium.ru/books/437/index.html

[1] Кармазин Н.И. История Государства Российского, т. 2-й, стр. 129, примечание 299.

[2] Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь, Спб. Том 34, стр. 39.

[3] Карамзин Н.И. История Государства Российского, том 5, стр. 43, примечание 86, стр. 132.. И.Афремов. Историческое обозрение Тульской губернии. Москва, 1850, ч. 1, стр. 126.

[4] Полный Церковно-славянский словарь, составленный священником магистром Григорием Дьяченко. Москва, 1899 г., стр. 1114.

[5] Кармазин Н.И. История Государства Российского. Т. 2-й, стр. 299.

[6] Владимир Даль. Толковый словарь живого русского языка. Спб. И Москва. 1908 г. Т. 4, стр. 866.

[7] Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Москва, 1850, стр. 122.

[8] Энц. Лекс. ХI, стр. 297

[9] Ист. Татищ. 2-й, стр. 517 и 521

[10] Афремов И.Ф. Цитиров. соч., стр. 6 - 7.

[11] "После славной обороны города Тулы в 1552 году тульские граждане в память счастливого события сего воздвигли каменное здание с тремя пирамидальными главами - мужской Предтечев монастырь (день ангела царя Иоанна Грозного"). Афремов И.Ф. Цитиров. соч., стр. 47.

[12] Бывший чугунный мост теперь заменён современным сооружением.

[13] Любомудров А.А. Древняя Тула. 1908 г., стр. 3-4.

[14] Любомудров А.А. Цитиров. соч., стр. 5.

[15] Любомудров А.А. Цитиров. соч. , стр. 10.

[16] Несколько ранее, а именно, как указывается в словаре Брокгауза и Ефрона, в 1654 г. в Туле было жителей 1658 человек. В 18 столетии, в 1780 г. - около 20 тысяч. В 19 столетии, в 1870 г. - 57 тысяч человек, а в 1897 г. - 111 тысяч человек (том 34, стр. 39).

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.