Значение ТАКАИШВИЛИ ЕВФИМИЙ СЕМЕНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ТАКАИШВИЛИ ЕВФИМИЙ СЕМЕНОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Такаишвили Евфимий Семенович [1] ( 1863 - 1953 ), историк, филолог, археолог, основоположник музейного дела в Грузии, общественный деятель, святой праведный , Тбилисский, человек Божий.

Память 3 января (Груз.).

Родился 3 января 1863 года в селе Лихаури в Озургетской области Грузии , в семье дворян Симеона Такаишвили и Гитули Накашидзе. В раннем возрасте осиротел и был воспитан дядей.

С раннего детства проявлял стремление к учению. Закончив образования в сельской школе, он поступил в Кутаисскую классическую гимназию, а в 1883 году, закончив ее с серебряной медалью, переехал в Санкт-Петербург , где продолжил образование на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. В 1887 году он завершил свое историческое образование и вернулся в Грузию, где преподавал в гимназии в Тифлисе с 1887 по 1918 год.

В 1895 году женился на Нине Полторацкой, дочери знаменитого в Грузии Тбилисского адвоката Ивана Полторацкого.

Глубокая вера и любовь к Богу и родине определяла путь Евфимия Такаишвили. В эти годы он объездил всю Грузию с целью изучения и спасения памятников архитектуры, вел археологические раскопки, занимался сбором и публикацией древних рукописей. В 1889 году он основал Экзарший Музей Грузии, где были собраны древние манускрипты и книги, священные предметы и копии многих важных фресок из древних церквей. Этот музей сыграл важную роль в возрождении интереса к истории Грузинской Церкви . В мае 1907 года он основал Грузинское общество истории и этнографии, которое возглавлял до 1921 года. В мае 1917 года предпринял экспедицию в оккупированные русскими войсками области турецкой Грузии для изучения древнегрузинской церковной архитектуры. Эта экспедиция укрепила Евфимия в Православной вере и любви к грузинской культуре, показав последствия насильственного отчуждения и исламизации края.

Такаишвили принимал деятельное участие в патриотических, социальных и культурных движениях Грузии первой четверти XX века. Так, он стал одним из 9 профессоров-организаторов Тифлисского университета; в 1918 - 1921 гоах он руководил здесь кафедрой археологии, читал, в частности, курсы по истории Церкви и эпиграфике. В 1917 - 1921 годах возглавлял также КИАИ – Кавказский историко-археологический институт в Тифлисе. Был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви . После объявления Грузией независимости состоял членом Учредительного собрания Грузинской Демократической Республики.

Со вступлением в Грузию советских войск, 11 марта 1921 года грузинское правительство отбыло во Францию . Туда же, по поручению правительства, были вывезены национальные ценности Грузии. Евфимию Такаишвили вверили хранение народного достояния, и он, вместе с женой, сопровождал их прелет во Францию [2] . Пребывая в Западной Европе он печатал статьи, читал лекции по вопросам грузинской культуры и истории, издавал материалы дореволюционных археологических экспедиций. В эмиграции он ревностно сохранял собрание от притязаний грузинских эмигрантов на «семейные реликвии» и от предложений европейских и американских коллекционеров и ученых. Такаишвили даже пополнял коллекции на свои средства. При этом он часто жил в тяжелейших условиях. В 1931 году его жена умерла от голода, и сам Евфимий нередко был на краю смерти от голода, холода и расстройства.

С приходом войны жизнь хранителя грузинского достояния сделалась еще тяжелей. Его квартира подвергалась обыскам нацистов. В конце 1944 года он обратился к директору Музея искусств Грузии Ш. Амиранашвили с просьбой спасти народные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями, если не будет погашен долг – плата за их хранение в Версальской публичной библиотеке. В декабре 1944 года И. В. Сталин на переговорах с Шарлем де Голлем лично просил последнего о возвращении ценностей в Грузию. В соответствии с их соглашением, 11 апреля 1945 года Такаишвили, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. Когда он вновь ступил на грузинскую землю, Евфимий глубоко поклонился и поцеловал землю, на которой стоял.

Такаишвили был принят с честью. Сразу по прибытии он был назначен профессором Тбилисского университета, 20 декабря 1946 года – избран действительным членом Академии Наук Грузинской ССР. Люди окружили его заботой и вниманием.

Но вскоре условия переменились. Приемная дочь Лидия Полторацкая, ухаживавшая за престарелым больным ученым, была арестована в 1951 году. В 1952 году ему было запрещено читать лекции в им же основанном университете, у его дома была установлена охрана, а посещать его могли лишь академики по особым разрешениям. До конца своей жизни Евфимий Такаишвили оставался под домашним арестом. При этом, за период между 1946 и 1953 годом успел напечатать 16 научных трудов. 21 февраля 1953 года праведный Евфимий Такаишвили скончался от сердечного приступа и был похоронен три дня спустя. На похороны собралось около 40 человек.

Почитание

10 февраля 1963 года, в год столетия его рождения, его тело было перезахоронено в Дидубийском Пантеоне в Тбилиси . При вскрытии гроба, оказалось что не только тело, но даже его одежда и обувь не были тронуты тлением. Затем мощи святого были вновь перенесены, в усыпальницу при храме Давида Гареджийского на Мтацминдской горе над Тбилиси, где они покоятся и ныне. Тело его жены Нины было принесено из Левилля ( Франция ) и захоронено рядом с мощами праведного Евфимия 22 февраля 1987 года.

17 октября 2002 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал праведного Евфимия и провозгласил его «человеком Божьим».

Награды

Золотая медаль Санкт-Петербургской Академии Наук ( 1907 ).

Труды

Еще один из источников "Истории Грузии" царевича Вахушта , Санкт-Петербург, 1893.

Материалы для истории Грузии Тифлис, 1895.

«Разбор армазской надписи по фотографическому снимку», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа , Тифлис, 1896, вып. 22, 1-10.

«Сон Пресвятой Богородицы», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа , Тифлис, 1897, вып. 24, 2-13.

«Рукописание Адама и происхождение честного древа», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа , Тифлис, 1897, вып. 24, 14-17.

«Заметки о двух рукописях апокрифического характера», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа , Тифлис, 1897, вып. 24, 18-30.

«Хроника Эриставского Акафиста», Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа , Тифлис, 1901, вып. 29, 1-20.

Археологические экскурсии, разыскания и заметки , Вып. 1-5, Тифлис, 1905-1915.

МАК , вып. 10: Христианские памятники , Москва, 1909.

«Заметка о церкви в Зарзма и ее древностях», Известия Тифлисского государственного университета , 1919, вып. 1, 105-124.

Каталог выставки древнегрузинской архитектуры , Тифлис, 1920 (по-груз.).

«Древности Гулекарской церкви», ХВ , 1922, т. 6, вып. 3, 299-302.

Альбом грузинской архитектуры , Тифлис, 1924.

«Церкви и церковные древности Мегрелии», Известия Кавказского Историко-Археологического Института , 1927, т. 2, 69-85.

«Церковь в Ване, в Имерии, и ее древности», Известия Кавказского Историко-Археологического Института , 1927, т. 2, 86-110.

Археологическая экспедиция в Легхуми и Сванетию в 1910 г. , Париж, 1937 (по-груз.).

Археологическая экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли. 1907 г. , Париж, 1938.

«Предалтарный крест Горис-Джвари», Труды Тбилисского государственного университета , 1948, т. 34 (А-В), 383-389.

«Древности Чхарской церкви», ВГМГ , 1948, 15-В, 169-179 (по-груз.).

«Еще об одной работе золотых дел мастера Мамне», Сообщения АН Грузинской ССР , 1949, т. 10, № 6, 381-384.

«К чтению одной надписи Давида Строителя» Сообщения АН Грузинской ССР , 1949, т. 10, № 8, 505-507.

«Древности Чхарской церкви. Ч. 2», ВГМГ , 16-В, 1950, 203-210 (по-груз.).

«Древний храм в Перевиси», Труды Тбилисского гос. Университета , 1950, т. 41, 69-70 (по-груз.).

Археологическая экспедиция 1917 года в южные провинции Грузии , Тбилиси, 1952.

“Georgian Chronology and the Beginning of Bagratid Rule in Georgia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies , 1936, vol. 1, # 1, 9-27.

“The Icon of the Crucifiction in the Dsalenjikha Church in Megrelia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies , 1936, vol. 1, # 2/3, 14-23.

“Four Basilean Churchеs of the Qvirila Valley,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies , 1936, vol. 1, # 2/3, 154-173.

“Antiquities of Georgia,” Georgica: A Journal of Georgian and Caucasian Studies , 1937, # 4/5 (Rustavely Volume), 96-116.

Документы

ИР АН Грузии, Ф. 27.

Литература

«Труды [Е. С. Такайшвили]», гр. Уварова, П. С., Бороздин, И. Н., ред., Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864-1914 гг.) , Москва, 1915, т. 2, 194-196.

Кавказский историко-археологический институт за 1917 год , Пг., 1918, 1-2, 8-9.

Метревели, Р. В., Бадридзе, Ш. А., Е. С. Такаишвили , Тбилиси, 1962 (по-груз.).

«Библиография трудов академика Е. С. Такаишвили», Подг. к изданию и биогр. очерк Е. Л. Келенджиеридзе , Тбилиси, 1963.

Академик Е. С. Такаишвили: Жизнь и деятельность: Сборник статей , Тбилиси, 1966 (по-груз.).

Келенджиеридзе, Е. Л., сост., Архив академика Е. С. Такаишвили: Описание , Тбилиси, 1972 (по-груз.).

Сургуладзе, А. Н., Е. С. Такаишвили: (Жизнь и деятельность) , Тбилиси, 1977 (по-груз.).

Гейро Р., «Из архива Ильи Зданевича», Минувшее , вып. 5, 124, 140.

Рвост , № 5, 102.

Мегрелидзе, И. В., Еквтиме Такайшвили: (Жизнь и деятельность) , Тбилиси, 1989 (по-груз.).

Ломтатидзе, Г. А., Летописец грузинской культуры: Э. Такаишвили , Тбилиси, 1990 (по-груз.).

Кавиладзе, Р. Я., Мамацашвили, М. Г., Переписка Н. Я. Марра и Е. С. Такаишвили , Тб., 1991 (по-груз.).

Благовещенский, 1992, 459-462, 469-471.

Использованные материалы

Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints , St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 36-40.

Статья из книги Васильков, Я. В., Сорокина, М. Ю., Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991) , Санкт-Петербург, Петербургское Востоковедение, 2003:

http://www.memory.pvost.org/pages/takaishvili.html

[1] До революции по-русски фамилия писалась как Такайшвили.

[2] Так у прот. Захарии Мачитадзе. По сведениям книги Люди и судьбы Н. Жордания вывез ценности морем из Батуми .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.