Значение МУКАЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

МУКАЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мукачевская и Ужгородская епархия Украинской Православной Церкви .

Епархиальное управление: Украина , 295400, Закарпатской обл., г. Мукачево , ул. 8 Марта, 12

Телефон: (10-380-3131) 2-15-15; факс: 2-14-61

Сайт: http://www.orthodox.mk.uzhgorod.ua (недейств.)

История

Христианство в Закарпатье появилось, вероятно, еще в первые столетия после Христа, когда здесь селились колонисты из Римской империи . Известно, что на Первом Вселенском Соборе в 325 году присутствовал епископ Дакийский , а историческая область Марамуреш частично принадлежала Дакии. Но особенно Православие распространилось в этих землях здесь после 863 года — благодаря проповеднической деятельности равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии . В 880–890-е годы столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье, и считаются здесь основателями Христианства.

Мукачевская епархия была учреждена в 940 году по почину патриарха Константинопольского Феофилакта . Православные монастыри в Закарпатье возникли в XI столетии. Один из них — Угорский — стал впоследствии кафедрой Марамурешских православных епископов и имел собственную типографию. По мнению некоторых историков, Мукачевский монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры , прибывшие сюда с дочерью киевского князя Ярослава Мудрого Анастасией , которая вышла замуж за венгерского короля Андрея I (1047–1067).

В XII столетии венгерские магнаты начали постепенно захватывать закарпатские земли. В 1330 году литовско-русский князь Феодор Кириятович (или Кориатович) переселился с многочисленным народом за Карпаты и, получив в удел Мукачевское княжество, возобновил Мукачевский монастырь и оказывал ему содействие. С тех пор Мукачевские епископы поселились здесь и обитель сделалась средоточием духовной жизни края где готовили будущих епископов и священников [1] .

После смерти короля Карла-Роберта в 1342 году Ужгородская доминия переходит во владение римо-католика Филиппа Другета . Для населения Закарпатья настали тяжелые времена, Православная Церковь теряла права. В эти годы, как полагают, епархия зависела от митрополитов Угровлахийских [2] . Попытки латинизации края не увенчались успехом, поскольку население твердо стояло в Православии. После ее подписания в 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния . Мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении Православия в краю, поставляя священников для окресных земель и участвуя в Соборах, созываемых митрополитами Киево-Литовскими [3] . В эти годы периодически в Закарпатье существовала Марамаросская (Марамурешская, Мармарошская) епархия, выделяясь и вновь сливаясь с Мукачевской.

После нескольких неудачных попыток обратить православных в латинство Анна Якушиц в конце концов собрала группу священников, которые поддались на соблазн. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Ягерского католического епископа подписали Ужгородскую унию . Согласно ей Мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римо-католического. Несмотря на то, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии, Габсбурги вместе с римо-католической иерархией взялись массово насаждать унию среди населения. Однако большинство прихожан решительно ей противились. Борьба за сохранение Православия в этом крае продолжалась почти сто лет. В связи с отторжением края в унию, православный еписпоп Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамуреш в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамурешский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри разрушались, храмы либо передавались униатам, либо также уничтожались. Фактически Православная Церковь была загнана в подполье.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление прадедовской веры. Село за селом стали открыто исповедовать Православие. Австро-венгерские властители всячески препятствовали его распространению и все же были бессильны против воли народной. Начались жестокие преследования, заводились судебные дела. Так, в 1903 – 1904 годах возник первый Мараморош-Сиготский процесс на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за противостояние унии. Второй Мараморош-Сиготский процесс завершенный 3 марта 1914 года был уже открыто осудил перешедших в Православие карпатороссов исключительно за религиозные убеждения.

По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Ее конституция провозглашала свободу вероисповедания. Хотя новая власть, как и предыдущая, совсем не была заинтересована в распространении Православия, народ массово возвращался к вере отцов. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской Православной Церкви в Закарпатье после чего, по многочисленным просьбам перешедших в Православие местных жителей Архиерейский Собор Сербской Церкви приниял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. В августе 1920 года под его председательством состоялось собрание, на котором делегаты от 60 православных сел обсудили первоочередные организационные вопросы Карпато-русской Церкви. В резолюции собрания говорилось, что делегаты «просят Преосвященного Досифея, чтобы он и далее не лишил Карпато-русскую Православную Церковь своего попечения, и передают в его руки правление делами этой Церкви до окончательного канонического решения вопроса Восточно-Православной Церкви в Карпатской Руси» . Был выработан устав новой Церкви , и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви . Приемники епископа Досифея принимавшие попечение о Закарпатской пастве носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил историческую Мукачевскую кафедру и в этом же году Сербская Церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР , после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями закрепленному на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель вошедших в СССР перешла под омофор Московского Патриарха . Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии , вошла в Чешскую епархию .

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской была выделена Хустская епархия . Ныне Мукачевская епархия объединяет приходы и монастыри на территории Береговского, Великоберезнянского, Воловецкого, Иршавского, Мукачевского, Перечинского, Свалявского, Ужгородского районов Закарпатской области. Кафедральный город - Мукачево . Кафедральный собор - в честь Почаевской иконы Божией Матери (Мукачево).

Изменения названия

Мукачевская и Марамаросская

Мукачевская и Пряшевская 2.VIII. 1931 - 1945

Мукачевская и Ужгородская с 1945

Статистика

2000

160 приходов, 6 монастырей [4] .

Архипастыри

Иерофей (упом. 940)

...

Иоанн (упом. 1491, 1498)

Василий (Владислав) (1551 - 1552)

Иларий (Иларион) (1556 - 1559)

Евфимий (1561 - 1567)

Амфилохий (1569, 1596)

Василий (1597)

Сергий (1601 - 1616)

Софроний (1616)

Иларион

Евфимий (Евтихий) (1618)

Петроний (униат?) (10 февраля 1623 - 1626)

Иоанн (Грегорович) (12 января 1627 - 1633)

Василий (Тарасович) (16 октября 1633 - 14 мая 1642) [5]

Порфирий (Арден) (1640 - 1643) в/у, еп. Мункачский

Софроний (Юско) , Румын (1646) в/у, еп. Мункачский

Василий (Тарасович) (до августа 1648)

Петр/Парфений (Петрович-Ратошинский) (сентябрь 1648 - 1649) [6]

Иоанникий (Зейкан) (1652 - 8 ноября 1686) [7]

Феофан (Маврокордато) (1677) в/у?, архиеп. Угорской Руси

Мефодий (Раковецкий) (1687 - 1692) [8]

Иосиф (Стойка) (1692 - 1711) [9]

Досифей (Феодорович) (1711 - 1734 (1735)) [10]

1735-(1920) 1931 пресеклась

Сщисп. Досифей (Васич) (1920 - 1921) еп. Нишский

Ириней (Чирич) (с 1924) еп. Новосадский

Серафим (Иванович) (с 1930) еп. Призренский

Иосиф (Цвиевич) (1930 - 1931) еп. Битольский, экзарх Карпатской Руси

Дамаскин (Грданички) (1931 - июнь 1938)

Владимир (Раич) (ноябрь 1938 - 1945)

Нестор (Сидорук) (22 октября 1945 [11] - 3 июня 1948) до 24 октября 1945 - в/у, еп. Уманский

Макарий (Оксиюк) (3 июня 1948 - 17 марта 1950) в/у, архиеп. Львовский

Иларион (Кочергин) (17 марта 1950 - 5 сентября 1956) до 22 июля 1950 - в/у, еп. Уманский

Варлаам (Борисевич) (5 сентября 1956 - 5 июля 1961)

Николай (Кутепов) (10 сентября 1961 - 9 октября 1963)

Иосиф (Савраш) (9 октября - 9 ноября 1963) в/у, еп. Ивано-Франковский

Боголеп (Анцух) (9 ноября 1963 - 5 февраля 1965)

Григорий (Закаляк) (5 февраля 1965 - 18 марта 1977)

Савва (Бабинец) (18 марта 1977 - 26 июня 1985)

Дамаскин (Бодрый) (26 июня 1985 - 1 июля 1989)

Евфимий (Шутак) (28 августа 1989 - 19 января 2000)

Агапит (Бевцик) (26 июля 2000 - 14 декабря 2007)

Марк (Петровцы) (14 - 23 декабря 2007) в/у, еп. Хустский

Феодор (Мамасуев) (с 23 декабря 2007)

Состав

Монастыри

Монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в с. Кушница (женский)

Монастырь во имя святого пророка Иоанна Предтечи в с. Дубровка (женский)

Монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тишев (мужской)

Монастырь во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в г. Свалява (женский)

Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в г. Мукачево (женский)

Монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Русское (мужской)

Монастырь во имя преподобного Серафима Саровского в с. Приборжавское (женский)

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Домбоки (женский)

Литература

ЖМП , 1945, № 11, 20.

Использованные материалы

"На перекрестке столетий", Звезда Рождества , № 39:

http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html

Статья Справочника РПЦ 2000-2004 :

http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=129

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_892

http://mospat.ru/index.php?chp=_eparchies&cid=65

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-mukach.html

[1] Дурново, _Иерархия..._, 184-185; "На перекрестке столетий", _Звезда Рождества_, № 39, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html

[2] Дурново также говорит об основании Мукачевской епархии в 1454 году. Дурново, Иерархия... , 184-185.

[3] Дурново, Иерархия... , 184-185.

[4] _Звезда Рождества_, № 39, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/39.html

[5] Совратился в унию.

[6] Совратился в унию, оставался униатским еп. Мукачевским до 2 июля 1654

[7] Отпал в унию.

[8] В 1690 году переносит резиденцию в Марамуреш .

[9] Резиденция в Углянском монастыре .

[10] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_892. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-mukach.html - 3 июня 1718 по 1733.

[11] По ММЛ "РПИ" (580) - с 14 октября 1945.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.