Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Серафим (Соболев) ( 1881 - 1950 ), архиепископ Богучарский .
В миру Соболев Николай Борисович, родился в Рязани 1 декабря 1881 года в многодетной благочестивой семье и был крещен под именем Николай, в честь святителя Николая Мирликийского .
Начальное образование будущий владыка получил в церковно-приходской школе. После окончания Рязанской духовной семинарии , в 1904 году он поступил в Петербургскую духовную академию . На последнем году обучения, 26 января 1908 года, епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского , а 18 марта того же года был рукоположен в сан иеромонаха .
Вскоре после окончания академии был назначен преподавателем пастырского училища в Житомире , но вскоре был переведен на должность помощника смотрителя духовного училища в Калуге . Во время проживания в Калуге часто посещал Оптину пустынь и общался с её старцами.
1 декабря 1911 года был назначен инспектором Костромской , а 22 декабря следующего года - ректором Воронежской духовной семинарии в сане архимандрита .
После октябрьского переворота в Воронеже установилась богоборческая большевистская власть, начались гонения на православное духовенство и в августе 1918 года семинария была закрыта новыми властями. Архимандрит Серафим направил жалобу по поводу её закрытия в Облисполком, но ответа не получил. Отец Серфим стал свидетелем большевистских преступлений в Ворожской земле, был очевидцем того как богоборцы живьем закопали в землю семерых насельников Митрофанова монастыря за служение молебна о победе Белой армии – владыка Серафим впоследствии часто говорил, что до сих пор помнит их стоны из под земли. Когда в октябре город окончательно перешел в руки большевиков на последнем поезде из Воронежа на юг, в открытом вагоне нагруженном углем, архимандрит Серафим уехал в Екатеринодар где был назначен ректором семинарии , но вскоре был вынужден переехать в Симферополь , где был назначен ректором Таврической духовной семинарии .
1 октября 1920 года в кафедральном Александро-Невском соборе Симферополя архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Лубенского , викария Полтавской епархии . Хиротонию возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) . Несмотря на торжественность и благолепие богослужения, которое совершили пять архиереев в сослужении сонма духовенства, собравшегося в Симферополе практически со всей России в поисках спасения от красноармейского произвола и насилия, в своей речи архимандрит Серафим вспоминал страшные слова Апокалипсиса: «и бысть трус велий, и солнце мрачно бысть яко вретище власяно, и луна бысть яко кровь: и звезды небесныя падоша на землю…» ( Откр . VI, 12-13). Через сорок дней практически все духовенство, принимавшее участие в хиротонии, было вынуждено срочно покинуть Симферополь с последними частями Белой армии. 1/14 ноября 1920 года, на последнем покидающем Севастопольскую бухту комендантском пароходе Херсонес , вместе с комендантом города генералом Стоговым , покинул Россию и епископ Серафим.
Недолгое время владыка преподавал в высшей богословской школе Константинопольской Патриархии на острове Халки , а весной 1921 года прибыл в Болгарию и по просьбе русских эмигрантов, проживавших в Софии , Заграничным Церковным Управлением был назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Мирликийского при бывшем русском посольстве . Учитывая большое число русских эмигрантов в Болгарии и существования нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 года было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние , управляющим которого святым Патриархом Тихоном был назначен епископ Серафим с титулом епископа Богучарского , викария Воронежской епархии .
В ноябре 1921 года владыка представлял Болгарское благочиние на Русском Православном Архиерейском Заграничном Соборе , проходившем в Сремских Карловцах в Сербии , на котором была разработаны принципы урегулирования церковной жизни русских верующих оказавшихся вне пределов родины. Епископ Серафим со своей паствой оказались в юрисдикции оформлявшейся Русской Православной Церкви Заграницей . Владыка, как и вся его русская эмигрантская паства, очень тяжело переживал свое вынужденное изгнание, трагедию России, крушение империи и династии. Ещё в 1926 году он продолжал служить молебны о словно живом государе . По всей вероятности, владыка долгое время не мог поверить в возможность зверской расправы над Помазанником Божиим.
Сокрушаясь по Родине, владыка при том рачительно заботился о своей пастве на чужбине и распространял свою заботу не только на русских эмигрантов, но и на болгар. Болгарская Православная Церковь с 1872 года из-за наложенной на неё Константинопольским Патриархатом схизмы , находилась в состоянии изоляции от Православного мира. Для изменения ситуации владыка обращался в высшие церковные инстанции с соответствующими докладами. От Русского Заграничного Церковного Синода получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря и его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольской Патриархии схизма была снята.
В 1927 году, как и большинство других заграничных русских архиереев, владыка Серафим подписал « Окружное послание » Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей , осуждающее известную « Декларацию » митрополита Сергия (Страгородского) .
Владыка Серафим особо ревностное внимание уделял соблюдению чистоты православного вероучения, придерживаясь принципиальных и строгих взглядов по отношению к « софиологии » прот. Сергия Булгакова , экуменизму , календарному вопросу . Автор важных докладов и трудов, множества проникновенных проповедей, призывающих верующих к хранению православной веры, сам владыка очень любил Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского , прочитав все 12 томов одиннадцать раз.
В 1934 году митрополитом Антонием (Храповицким) был возведен в сан архиепископа .
В начале Второй мировой войны , хотя в эмигрантской среде еще были распространены мнения о необходимости вооруженного изменения политической ситуации в России, владыка Серафим не благословил русских эмигрантов на вступление в воинские части, формировавшиеся тогда на территории Югославии против Советского Союза . Владыка не мог допустить и мысли о военных действиях против своих же соотечественников.
В 1943 году он резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским) , отказавшись участвовать на Венском соборе , которым руководили власти Германии . 16 июня 1945 года вместе со своей паствой воссоединился с Московским Патриархатом . В 1946 году принял советское гражданство и получил паспорт под номером 1 советского гражданина в Болгарии, чем, возможно, спас русских эмигрантов от репрессий. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе Софии , от лица русских верующих владыка сказал: Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей - Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви.
Принял участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года.
Незадолго до смерти исполнилось одно из заветных желаний любящей монашество души владыки – несмотря на оскудении людской веры и упадок в это время монашеского делания в Болгарии, близ Софии был основан Княжевский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Владыка часто посещал главную болгарскую святыню – Рыльский монастырь , написал акафист преподобному Иоанну Рыльскому , который был переведен на болгарский язык и получил широкое распространение.
Кончина и почитание
Скончался владыка 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Софийский Свято-Никольский храм не вмещал всех желающих проститься с владыкой. Он был погребен в крипте под алтарем храма. В тяжелое атеистическое время архиепископ Серафим стал редким примером святого благодатного иерарха, удивительным образом соединяя в себе бескомпромиссную и непоколебимую твердость в вере, кротость, дивное милосердие и любовь к ближним, необыкновенную скромность, искреннее благочестие, молитвенное настроение и аскетические воздержание.
Еще при жизни владыки его духовные чада получали, благодаря его молитвам, дивную Божию помощь в своих горестях, ощущали его дар прозорливости, который проявлялся даже на далеком расстоянии. Перед своей кончиной он сказал: «Если буду иметь дерзновение перед Господом, не оставлю вас». И вскоре крипта русского храма, в которой он похоронен, стала местом паломничества многочисленных верующих.
Многие ученики и последователи архиепископа Серафима проявили такую приверженность его наставлениям, что, когда в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль , на основании его осуждения возможности введения нового стиля и специальной работы посвященной этой проблеме, они воспротивились решению Церкви и учинили раскол . В 1993 году он получил свое иерархическое продолжение с появлением раскольничьей Старостильной Православной Церкви Болгарии , которая считает себя наследницей духовных заветов архиепископа Серафима. Однако, при резко отрицательном отношении владыки к новому стилю, его упорное стремление к сохранению целостности и единения Церкви, по мнению других, было несовместимо с расколом. В этой связи, хорошо знавший владыку епископ Левкийский Парфений так вспоминал о нем: В процессе обсуждения любого вопроса владыка бы стоял на своей известной позиции, но после окончательного решения немыслимо допустить, чтобы он позволил себе уйти в раскол Если бы он ослушался своей юрисдикции, он бы сделал раскол не только от Болгарской Церкви, но и от своей Московской Патриархии. А это немыслимо для владыки Серафима…
В крипте русского храма в Софии и по сей день совершаются дивные исцеления, скорбящим подается утешение, терпящим житейские трудности – скорое их разрешение. Возле могилы установлен специальный ящичек для писем приходящих со всех концов мира, с просьбами к владыке Серафиму о помощи в самых различных житейских нуждах. В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован раскольничьей Старостильной Православной Церковью Болгарии. Вопрос о канонизации архиепископа Серафима также часто поднимается и в Болгарской Православной Церкви. Почитается он и среди паствы Русской Православной Церкви Заграницей.
Труды
Характеристика творений
То, как много владыка Серафим вкладывал в свои труды отражают его слова: «Мои книги – это моя кровь!» В его работах и проповедях выразилась его ревность о чистоте православного вероучения.
Владыка глубоко проник в вопросы современной ему русской богословской мысли. Так, к Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви в октябре 1935 года он представил труд Новое учение прот. Сергия Булгакова о Софии Премудрости Божией , в котором обличил прот. Сергия в ереси и за который в 1937 году был удостоен степени магистра богословия. В 1943 году он опубликовал сочинение Искажение православной истины в русской богословской мысли , в котором разбирал богословские взгляды современных церковных деятелей, в частности, митрополитов Антония (Храповицкого) и Сергия (Страгородского).
Экуменизм , сделавшийся важным вопросом в церковной жизни эпохи, вызвал ревностое обличение владыки. В августе 1938 года на II Всезарубежном Церковном Соборе , проходившем в Сремских Карловцах, владыка сделал доклад об экуменическом движении, в котором говорил о недопустимости участия в нём Вселенской Православной Церкви, о полной зависимости этого движения от масонства , враждебного Православию. К Совещанию Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей, проходившем в Москве в 1948 году в честь празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, он подготовил специальный доклад по той же теме, озаглавленный «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?»
Учитывая острую полемику в церковных кругах о возможности перехода на новый календарный стиль, владыка написал статью, «О новом и старом стиле», в которой рассматривал возможные изменения в церковном богослужении в случае введения нового стиля и их противоречие Церковному Уставу , заветам святых отцов и сложившейся богослужебной традиции.
Наконец, владыка составил труд Русская идеология , в доказательство истинности монархического управления России, проанализировав русскую историю своим духовным зрением.
Список творений
Новое учение о Софии, Премудрости Божией , магистрская диссертация, София, 1935, 520 с.
Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора , София, 1937, 122 с.
С. Булгаков как толкователь Священного Писания , София, 1936, 41 с.
Искажение православной истины в русской богословской мысли , 1943.
http://feoz.narod.ru/a_serafim_index.html - полный текст (по репринту Московского Подворья Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997)
«Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?», Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей , Изд. МП, 1949, т. II, 364-368.
http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/ecumenism.html – полный текст.
«О новом и старом стиле», 1948.
http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/calendar.html – полный текст.
Акафист прп. Иоанну Рыльскому .
«Отступление русского народа от православной веры», Православная Русь , 1978, № 23, 2-4.
Русская идеология , София, 1937; Джорданвилль, 1981, 184 с.
http://pravoslavie.domainbg.com/svt-serafim/ideologia.html – полный текст.
Литература
Церк. Ведом. , 1912, № 50, 421.
- , 1913, № 2, 10.
ЖМП , 1945, № 5, 22.
- , 1946, № 4, 19.
- , 1950, № 4, 20-28.
ФПС I , №106, 4.
ФПС III , 6.
ФАМ I , № 232, 18.
Елевферий, митрополит, Соборность Церкви. Божие и Кесарево , Париж, 1938, 90.
Именной список ректоров и инспекторов духовных академий и семинарий на 1917 год , 52.
Списки архиереев 1897-1944гг. Патриарха Алексия , 18.
N. Rklickbij, Zizneopisanie , V, 271; VII, 278.
G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland , 424, passim, bes. 426.
Irenikon , 13 (1936) 177, 511.
Использованные материалы
Розинская, Мария, «Светильник веры: к 55-летию со дня кончины архиепископа Серафима (Соболева)», сайт Седмица.ру , 28.III.2005:
http://www.sedmitza.ru/?sid=520&did=22096&p_comment=belief&c...miza
Страница портала Русское Православие :
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_886
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент