Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова , книга Нового Завета .
Главы: 1 2 3 4 5
Авторство
Язык, стиль и учение Послания настолько близки к четвертому Евангелию , что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до II в., считает, что им является ап. Иоанн Богослов . Самая ранняя цитата из Первого послания ап. Иоанна относится к 115 (свт. Поликарп Смирнский . К филиппийцам, 7). На него как на произведение ап.Иоанна ссылаются Папий Иерапольский , Климент Александрийский , Ориген и др. писатели II - III вв. Свт. Дионисий Великий , обладавший тонким критическим чутьем, определенно отождествляет писателя Евангелия от Иоанна и Первого послания Иоанна. Выражения, подобные 1 Ин. 2:7 , указывают, что Послание написано много лет спустя после евангельских событий. Апокалиптические мотивы («последнее время», «антихрист») отличают, однако, Послание от четвертого Евангелия. В связи с этим высказывалось предположение, что послание предшествует по времени Евангелию от Иоанна. Открытым остается вопрос о лжеучителях, упоминаемых в послании. Наиболее распространенным считается мнение, обоснованное архиеп. Василием (Богдашевским) , согласно которому эти лжеучители были ранними гностиками . У самого апостола часто встречаются слова, связанные с понятием гнозис - знание ( 2:3,5 ; 3:10,14,16,24 ; 4:2,6 и др.). Но еще в Ветхом Завете слово даат - знание - фигурирует как синоним веры.
Содержание
Первое послание Иоанна не является посланием в строгом смысле слова. Это вдохновенная проповедь о важнейших основах христианской жизни. Единение со Христом, любовь к Богу и к людям как нечто неразделимое — таковы основные темы этого Послания. Апостол обращается к новоначальным всех возрастов.
Еп. Кассиан (Безобразов) отмечает: «Первое послание апостола Иоанна можно заучить наизусть, но пересказать его, строго говоря, невозможно. Послание состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собой, может быть, наиболее совершенный пример Иоанновой «цепи». Всякое деление этого послания на его составные части должно быть признано условным».
Афористический характер Послания дал повод ряду экзегетов (напр., Бультману ) считать его мозаичным произведением, сложившимся из разных источников. Но правоту этого мнения доказать невозможно именно в силу литературных особенностей Послания. В нем речь апостола течет единым потоком, в котором нет строго логической последовательности. Попытка Ломайера вычленить в Послании 7 частей достаточно произвольна.
Литература
Митр. Антоний (Храповицкий), Творения св. ап. Иоанна Богослова, Варшава, 1928;
Баркли У., Толкование Посл. Иоанна и Иуды, пер. с англ., Вашингтон, 1986;
Богдашевский Д.И., Лжеучители, обличаемые в первом Посл. ап.Иоанна, К., 1890;
Бухарев А.М., О соборных Апостольских Посланиях, БТ, сб.9, 1972;
[Глаголев А.], Первое Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. — Второе Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова. — Третье Соборное Посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ТБ, т.10, с.308-350;
Глубоковский Н.Н., Замечания о I посл. св.Ап. Иоанна Богослова, ХЧ, 1904, № 6; еп.
Евдоким (Мещерский), Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнич. труды, Серг.Пос., 1898;
архиеп. Евсевий (Орлинский), Беседы на Первое Соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, СПб., 1864;
прот. Зефиров Н., Общедоступное объяснение апостольских посланий, Могилев, 1912;
Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. На слав. и рус. наречии. С предисл. и подроб. объяснениями еп.Михаила, кн.1-2, Киев, 19052;
еп. Никанор (Каменский), Толковый апостол, ч.1-3, СПб., 1904-05;
Питирим, архим.Волоколамский, Пастырская дидактика св. апостола и ев. Иоанна Богослова, ЖМП, 1984, № 3;
прот. Полотебнов А. (предисл., примечания), Иоанн Богослов. Соборные посл. апостола любви св.Иоанна Богослова I, II, III на слав. и рус. наречии, М., 1875;
Сагарда Н., Первое соборное посл. св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Полтава, 1903;
его же, Соборные посл. ап. и ев. Иоанна Богослова, ПБЭ, т.6, с.837-61;
Фаррар Ф.В., Первые дни Христианства, ч.1-2, СПб., 1888;
Херасков М.И., Послания апостольския и Апокалипсис, Владимир, 19073;
Brown R., The Community of the Beloved Disciple, N.Y., 1979;
Bruce F.F., The Epistles of John, L., 1970;
Laplace J., Discernement pour temps de crise, P., 1978;
Perkins Ph., The Johannine Epistles, Chi., 1979;
Stott J.R., Epistles of John, L., 1964;
JBC, v.2, p.404-13;
RFIB, v.2;
NCCS, p.1257-62.
Использованные материалы
Библиологический словарь священника Александра Меня
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент