Значение МИХАИЛА (ИВАНОВА) в Православной энциклопедии Древо

МИХАИЛА (ИВАНОВА)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Михаила (Иванова) ( 1867 - 1937 ), схимонахиня , преподобномученица .

В миру Иванова Марфа Ивановна.

Память 28 сентября , в Соборе новомучеников и в Соборе Бутовских новомучеников .

Родилась в 1867 г. в деревне Ивонино Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье.

В юности она поступила в Головинский монастырь . В начале XX в. здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. После прихода к власти воинствующих безбожников монастырь был закрыт, а на его месте устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Послушница Марфа осталась жить в селе Головино , молиться ходила в бывший монастырский храм и работала посудомойкой в санатории. Таким образом она прожила здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву . Духовным отцом Марфы в то время, как и многих других послушниц и монахинь Головинского монастыря, был архимандрит Амвросий (Астахов) , который после закрытия монастыря поселился в селе Аксиньино Красногорского района Московской области.

В начале 1930-х гг. он постриг Марфу Ивановну в схиму с наречением ей имени Михаила. Она уже имела опыт монашеской жизни и стала строгой и благочестивой монахиней и среди верующих вскоре получила известность своей праведной жизнью.

26 августа 1937 г. была арестована при наступлении времени наиболее ожесточённых гонений на Русскую Православную Церковь и через несколько дней допрошена. - На какие средства вы существуете? - спросил ее следователь. - Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино . Следователь поинтересовался, не склоняла ли монахиня Михаила мирских людей к принятию монашества, на что та ответила: - До пострижения в монашество я со всеми этими лицами вела беседы, они со мной советовались, принимать монашество или нет. Я в зависимости от их подготовленности давала советы, после этого они находили духовников, которые и подготавливали к принятию монашеского пострига, и совершали постриг. - Следствие располагает данными, что вы себя среди верующих выдавали за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете? - Сама себя я среди верующих не выдавала за блаженную и прозорливую, но не отрицаю, что мои почитатели считали меня и прославляли как блаженную и прозорливую. - Объясните цель посещения вас вашими почитателями. - Ко мне приходили за советами, молитвами, у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что советская власть на религию ведёт гонение и народ арестовывают безвинно и высылают, также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье. - Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете? - Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были.

Один из дежурных свидетелей 21 сентября дал такие показания сотрудникам НКВД о схимонахине Михаиле:

"Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна как блаженная и прозорливая; её квартира по существу представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам" .

Схимонахиню Михаилу обвинили в приёме на своей квартире верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире.

8 октября 1937 г. тройка НКВД по Московской обл. приговорила схимонахиню Михаилу по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу за "активное участие в церковной монархической группе" вместе с иеромонахом Иларионом (Громовым) , схимонахиней Александрой (Червяковой) , Иваном Золотовым , Николаем Гусевым , Аполлинарией Тупицыной , Матреной Конюховой .

Схимонахиня Михаила (Иванова) была расстреляна 11 октября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в общей безвестной могиле.

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

http://www.meparh.ru/publications/periodicals/mev/2004_1_2/11.htm

http://orthodox-ruza.narod.ru/mihaila.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.