Значение МИХАИЛ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое МИХАИЛ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Михаил (Воскресенский) ( 1897 - 1976 ), архиепископ , б. Казанский и Марийский .

С таким же именем - сщмч. Михаил Воскресенский (+ 1918 ).

В миру Воскресенский Михаил Дмитриевич, родился 27 декабря 1897 года в селе Николаевке , Путивльского уезда, Курской губернии.

Происходил из старинного священнического рода: его отец [1] , дед, прадед служили в Курской епархии .

Обучался в Обоянском духовном училище и Смоленской духовной семинарии , где его отец архимандрит Дамиан был ректором.

В 1915 - 1916 годах состоял студентом историко-филологического факультета Петроградского университета.

С сентября 1916 по декабрь 1917 года - на военной службе.

В 1918 - 1919 годах продолжал образование на историко-филологическом факультете Киевского университета.

С июня 1919 по сентябрь 1922 года - в рядах Советской Армии.

С 1923 года - на гражданской службе в Средней Азии, а с 1926 года - в Москве .

С июля 1941 по 20 мая 1946 года в звании офицера служил в рядах Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. Не раз был ранен и контужен. Имел боевые правительственные награды.

В годы военной службы подружился с Владимиром Елховским , также офицером наших вооруженных сил. Впоследствии вспоминал, как они вдвоём после демобилизации, при всех наградах, направились в Патриархию к Святейшему Патриарху Алексию . Святейший очень тепло их принял и удовлетворил их просьбу, дав свое благословение на их хиротонию во диакона и во пресвитера. Первую свою службу после архиерейской хиротонии совершил в московском храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (ныне улица Неждановой), где тогда уже служил отец Владимир Елховский.

24 ноября 1946 года епископом Можайским Макарием рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви Москвы .

С 30 декабря 1948 года - священник Антиохийского подворья г. Москвы (служить начал 3 января 1949 года).

21 ноября 1953 года был пострижен в монашество с именем Михаил в честь Архистратига Михаила; мирское имя было дано в честь преп. Михаила Исповедника.

1 декабря 1953 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры было совершено наречение его во епископа , а 4 декабря в Богоявленском патриаршем соборе - хиротония его во епископа Чкаловского и Бузулукского . Хиротонию совершали: святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий , митрополит Крутицкий и Коломенский Николай , архиепископ Одесский и Херсонский Никон и епископ Костромской и Галичский Иоанн .

С 7 дек. 1957 года стал именоваться Оренбургским и Бузулукским .

С 15 авг. 1959 года по 1960 год временно управлял Челябинской епархией .

С июня 1960 года - временно управляющий Казанской епархией .

23 ноября того же года утвержден епископом Казанским и Марийским .

С июня 1961 года - управляющий Ижевской епархией .

25 февр. 1963 года возведен в сан архиепископа , а 11 мая того же года награжден правом ношения креста на клобуке.

С 7 окт. 1967 года - архиепископ Уфимский и Стерлитамакский .

23 октября того же года назначен вторично архиепископом Казанским и Марийским и временно управляющим Ижевской епархией .

25 июля 1975 года уволен на покой, согласно прошению.

17 октября 1976 года в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Обретения мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского, архиепископ Михаил причастился последний раз.

Скончался 21 октября 1976 года. Отпевание было совершено архиепископом Волоколамским Питиримом. Погребен на Пятницком кладбище г. Москвы, по правую сторону алтаря храма Живоначальной Троицы, под одним памятником с архиепископом Борисом (Соколовым) .

И в Оренбурге и в Казани Владыка Михаил много сил и времени отдавал приходским храмам, заботился об их украшении в православном духе. Он собрал большую коллекцию высокохудожественных церковных орнаментов, которые использовал при сооружении, восстановлении или ремонте храмов.

Преосв. Михаил заботился о сохранении исконных церковных традиций, о чистоте Православия, об уставности богослужений. Многие духовные чада архиеп. Михаила были рукоположены им в священный сан и служат во многих епархиях.

В Казани архиеп. Михаила хорошо знали и уважали за высоко-добродетельную жизнь, эрудицию и культуру не только православные, но и татары-мусульмане. Он отличался открытым, общительным, жизнерадостным характером и остроумием.

Архиепископа Михаила отличали незлобие, доброта, милосердие, евагельски детское восприятие духовного мира. К людям, которые причиняли ему неприятности, он никогда не терял благорасположения. То, что другого могло задеть или даже оскорбить, он сносил благодушно, кротко, как бы не замечая обиды. Общение с Владыкой приносило человеку духовное обновление, снимало с него греховную тяжесть, мир воспринимался по-другому - глазами Владыки. Он обладал даром духовно воздействовать на другие сердца, возгревать евангельское настроение духа, зажигать огонь Христовой веры.

Как архипастырь и духовный наставник архиеп. Михаил имел постоянную молитвенную настроенность. Горячая молитва была делом всей его жизни и определяла строй и характер всех совершавшихся им богослужений.

Казанская паства, как клирики так и прихожане, уважали и любили своего Владыку. Со слезами они смотрели на него, когда он в последние годы пребывания на Казанской кафедре, несмотря на недуг, немощный телом, но крепкий духом, часто посещал храм и неопустительно совершал богослужения в каждый воскресный и праздничный день. Особо благоговел Архиеп. Михаил перед Казанской иконой Божией Матери и казанскими святителями. Казанский образ Владыка глубоко чтил еще до архиерейства и всегда с любовью и радостью читал перед ним акафист.

Нельзя не помянуть добрым словом проповеднических и богословских трудов почившего архипастыря. Его краткие, но глубоко назидательные поучения всегда доходили до сердец всех слушавших его.

Обширные познания из области отечественной истории и словесности Владыка впоследствии дополнил хорошим знанием истории Русской Православной Церкви. Он был тонким и глубоким знатоком русской поэзии. В библиотеке Московской духовной академии хранится большая его работа "Духовная тема в русской поэзии".

Владыка Михаил ревностно исполнял уставы и каноны Православной Церкви. Он неопустительно совершал молитвенное правило до последних дней своей жизни, а когда силы оставляли его, то просил близких читать ему молитвы вслух. (Многие прихожане московских храмов, где Владыка служил, будучи священником, не порывали с ним духовной связи до конца дней его).

Владыка Михаил отличался нестяжательностью и умер в глубокой нищете.

Воспоминания современников

Митр. Питирим (Нечаев) :

"Архиепископа Михаила я знал не многим менее половины его земной жизни. Я помню его мирским человеком. Поражало в нем сочетание выправки офицера и глубокой мягкости души, высокой внутренней культуры. Уже тогда это был необычайный человек. Он был монахом прежде монашества, он был священником прежде священства.

Он прекрасно знал православное богословие, русскую духовную литературу, у него был превосходная библиотека. С ним было легко и радостно общаться. В нем не было суеты, не было кичливости, присущей некоторым носящим высокие человеческие звания. Он был прост и одновременно величествен.

Помню, когда я уже работал в редакции нашего журнала, я рад был получать от него конверты, открывать их, чтобы найти всего одну страничку проповеди; и его проповедь всегда появлялась в нашем журнале".

Труды

"Религиозные мотивы в русской поэзии".

Речь при наречении во епископа Чкаловского и Бузулукского. ЖМП. 1954, № 1, с. 24-25.

Пребывание в СССР делегации Финляндской Православной Церкви. ЖМП. 1957, № 8, с. 25-32.

"На служении слова". (Сборник проповедей). ЖМП. Чкалов, 1956 г. (машинопись).

"Мысли на праздник Заступницы Усердной" (Казанская Матерь Божия). ЖМП. 1958, № 11, с. 37-38.

Слово на вечерне в прощенное воскресенье. ЖМП. 1962, № 2, с. 19-20.

Поучение на праздник Входа Господня в Иерусалим. ЖМП. 1967, № 4, с. 24.

Поучение в неделю 2-ю Великого Поста. ЖМП. 1968, № 3, с. 24-25.

Поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1968, № 10, с. 22-23.

В неделю 13-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1969, № 10, с. 31-32.

В неделю сыропустную. ЖМП. 1970, № 2, с. 54.

Поучение в неделю вторую Великого Поста. ЖМП. 1971, № 3, с. 27-28.

В неделю Крестопоклонную. ЖМП. 1972, № 4, с. 35.

Поучение в неделю св. отцов. ЖМП. 1972, № 12, с. 36.

В неделю 6-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1973, № 7, с. 36.

Поучение в неделю 25-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1973, № 10, с. 37.

Поучение в субботу недели сыропустной. ЖМП. 1977, № 2, с. 34.

В неделю сыропустную. ЖМП. 1977, № 2, с. 34.

В неделю Крестопоклонную. ЖМП. 1977, № 3, с. 28.

"О любви" (Поучение в Неделю 25-ю по Пятидесятнице). ЖМП. 1977, № 10, с. 30.

"Плод веры". ЖМП. 1980, № 11, с. 31.

Литература

Журнал заседаний Св. Синода № 11 от 16/XI-1953 г.

ЖМП. 1954, № 1, с. 8, 24-25.

-"-, 1957, № 8, с. 25-32.

-"-, 1959, № 3, с. 17; № 4, с. 68-69; № 5, с. 9.

-"-, 1960, № 4, с. 26-28; № 5, с. 30, 33; № 7, с. 5; № 8, с. 6, 7; № 12, с. 4.

-"-, 1961, № 8, с. 3.

-"-, 1963, № 3, с. 3-10; № 6, с. 10.

-"-, 1966, № 1, с. 33; № 8, с. 22.

-"-, 1967, № 4, с. 24; № 11, с. 5, 10.

-"-, 1968, № 3, с. 24-25; № 10, с. 22-23.

-"-, 1969, № 10, с. 31-32.

-"-, 1970, № 2, с. 54; № 11, с. 2.

-"-, 1971, № 3, с. 22, 27-28; № 6, с. 2; № 8, с. 46.

-"-, 1972, № 4, с. 35; № 12, с. 36.

-"-, 1973, № 7, с. 36; № 10, с. 37.

-"-, 1975, № 9, с. 3.

-"-, 1976, № 12, с. 7.

-"-, 1977, № 2, с. 22-24, 34; № 3, с. 28; № 10, с. 30.

-"-, 1980, № 11, с. 31.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3916

http://church.necropol.org/mihail-voskr.html

[1] Отец его, священник Димитрий Григорьевич Воскресенский , на 45 году жизни, в апреле 1918 года, был хиротонисан с именем Дамиан во епископа Переславского, викария Владимирской епархии, а закончил свое архипастырское служение архиепископом Курским.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.