Значение САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОЛЬГИНСКИЙ ХРАМ В СТРЕЛЬНЕ в Православной энциклопедии Древо

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОЛЬГИНСКИЙ ХРАМ В СТРЕЛЬНЕ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Санкт-Петербургский храм святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, на Михайловской даче

Адрес: Россия , Санкт-Петербург , Стрельна , Санкт-Петербургское шоссе, д.109.

Официальный сайт: http://www.strelna.orthodoxy.ru

Проезд: от станций метро «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов» на маршрутных такси в сторону Петергофа до усадьбы «Михайловка». Остановиться напротив шлагбаума с надписью «Церковь равноапостольной княгини Ольги». Далее – по дорожке в сторону Финского залива (250 метров).

В царствование императора Николая I началось формирование новых дворцово-парковых ансамблей на Петергофской дороге. Он скупил эти земли и каждому сыну построил поместья: Александру – Фермерский дворец в Александрии; Николаю – Знаменку; Константину – Константиновский дворец в Стрельне , а Михаилу – Михайловку.

В глубине Михайловского парка на верхней террасе берега Финского залива была построена церковь святой равноапостольной княгини Ольги – покровительницы жены великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны. В Петербурге ныне нет иных церквей, построенных в честь равноап. Ольги (до революции 1917 года таких было всего 5).

Храм был построен по проекту профессора архитектуры Академии художеств, надворного советника Давида Ивановича Гримма, которому в 1861 году придворная контора Великого князя Михаила Николаевича, хозяина Михайловской Дачи, поручила эту работу. Д.И. Гримм построил много церквей, в основном - за границей. В Женеве и ныне стоит во всем великолепии двойник церкви Святой Ольги – Крестовоздвиженская церковь , только – пятикупольная.

Д.И. Гримм не только проектировал церковь, но и наблюдал за всеми строительными работами. По договору, заключенному придворной конторой великого князя Михаила Николаевича с Гриммом в 1861 году, следовало построить церковь к осени 1863 года. Но из-за недостатка кирпича со Знаменского кирпичного завода (клеймо ЗКЗ на кирпичах) половина кирпича была доставлена позже из Петербурга. По приказанию Михаила Николаевича сдача церкви была отложена до лета 1864 года.

6 сентября 1864 года церковь осмотрела и приняла комиссия, в составе которой были архитекторы Карл Циглер и Эдуард Ган. Они подписали акт о приеме церкви и составили опись, хранящиеся сейчас в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Великий князь Михаил Николаевич наградил Д.И. Гримма за строительство церкви бриллиантовым перстнем с рубином.

Особенности архитектуры и убранства

Церковь в Михайловке строилась в древнерусском стиле. Она представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается кувшинообразными колоннами из светлого бременского песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном – комната великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.

Критик В.В. Стасов высоко оценил церковь в Михайловке: «Есть у Гримма замечательные постройки в чисто русском стиле, например, церковь в Михайловском имении Михаила Николаевича близ Петербурга – прелестная и оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, об одной главе, с нижним этажом из арок на кубышках, с необыкновенно изящным широким многослойным карнизом наверху и оригинальной колокольней – особняком, об одном пролете под кровелькой».

Архитектор Д.И. Гримм умело использовал украшения, подчеркивающие объемность композиции. Церковь украшают килевидные наличники окон. Двойные колонны обрамляют окна наверху. Цоколь церкви, выложенный из путиловской плиты, украшен фигурным карнизом из бременского песчаника. Объемность церкви была подчеркнута также и контрастом между красным фоном стен и светлым фоном восемнадцати колонн наружной галереи. На двенадцати капителях колонн вырезан геометрический орнамент, на шести – библейские изречения.

Между колоннами на галерее стояли 12 скамеек из искусственного мрамора и висели чугунные кружки для пожертвований, ныне утраченные. К входам вели две лестницы из искусственного камня. Купол церкви закрывался железной крышей. Глава, поддерживаемая высоким тонким барабаном, была вызолочена, как и крест, венчающий главу. В подвале церкви стояла духовая печь, в алтаре – камин. Парадные двери были украшены зеркальными стеклами. Окна с тройной растекловкой украшались подоконниками из бременского песчаника.

Роспись купола и стен выполнил академик Л.Е. Бейдеман. Эскизы росписи купола и стен, выполненные им, сейчас хранятся в Русском музее.

Пол в церкви был мраморно-мозаичным с фризом. На полу лежал ковер. В подвале пол был вымощен булыжником. Вдоль трех стен церкви установили медные перила. Пол в ризнице был мозаичным, в комнате Великого князя – паркетным. Эти помещения также расписал академик Бейдеман. Семнадцать рисунков церковной утвари выполнил Д.И. Гримм.

Императрица Мария Александровна , жена Александра II, подарила великой княгине Ольге Федоровне к освящению церкви Евангелие, крест напрестольный и серебренную церковную утварь. Золотошвейные вещи изготовили в золотошвейном заведении Иосифа Петрова.

В алтаре висело 15 икон. Среди них: образ Успения Божией матери, образы Архангела Михаила, Тихона Задонского и других угодников и мучеников Божиих.

Иконостас изготовили из соснового дерева и позолотили. В иконостасе и на стенах церкви было более 50 икон. Многие иконы посвящены были Архангелу Михаилу. Большинство икон великому князю Михаилу Николаевичу были подарены. Две иконы в церкви были семейными. На них изображены святые покровители великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны и их детей: святой Архангел Михаил, святая равноапостальная княгиня Ольга, святой Николай Чудотворец, святая Анастасия, святой Георгий Победоносец, святые Александр, Сергий Радонежский и Алексий. Большинство икон были одеты в богатые ризы. Образ святого Георгия Победоносца украшался перламутром.

Престол был выполнен из душистого кипариса. В алтаре и ризнице сверкала вызолоченная утварь. Богатой была и одежда священнослужителей, шитая из муара, украшенная золотым шитьем. Пелены, воздуха, хоругви – все сияло. Мебель в комнате великого князя и ризнице была дубовая, резная. На столах лежали книги Священного Писания в кожаных переплетах.

Недалеко от церкви стояла колокольня «об одном пролете» с четырьмя колоколами, отлитыми на фабрике Стуколкина. Во время войны колокольня была разрушена.

Церковь святой равноапостольной княгини Ольги и колокольня, хотя и находились в стороне от главных зданий в Михайловке, созданных другими архитекторами, но не выпадали из общего ансамбля Михайловской Дачи, а гармонично включались в него.

До революции 1917 года церковь святой Ольги оставалась домовым храмом семьи великого князя Михаила Николаевича.

Использованные материалы

http://www.strelna.orthodoxy.ru/history.doc

http://strelna.orthodoxy.ru/hram/IMG_7938%20i8.jpg (фото)

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.