Александр Александрович (1867-1939) , российский астроном, член-корреспондент АН СССР (1925). Труды по практической астрономии и небесной механике. Исследовал движение малых планет и комет, разрабатывал теорию фигуры Земли.
-
Александр Александрович (1936-96) , русский поэт, публицист. Известен стихотворными пародиями. Сборники: «Любовь и горчица» (1968), «Смеясь и плача» (1970), «Не своим голосом» (1972), «Откуда что…" (1975) и др.
-
Александр Андреевич (1806-58) , российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт и Кипарис», 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной (см. Пленэр) живописи. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях («Библейские эскизы») Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы.ИВАНОВ Александр Андреевич [16 (28) июля 1806, Санкт-Петербург - 3 (15) июля 1858, там же], российский художник. Крупнейший мастер русского изо-искусства романтизма, живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве итог нравственных и эстетических исканий своего времени.Годы учения Родился в семье видного живописца-классициста А. И. Иванова. Отец был главным наставником будущего мастера во время его учебы в Академии художеств (1817-28). Ранние полотна Иванова - «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824, Третьяковская галерея) и «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию» (1827, Русский музей) - показали, что он блестяще усвоил принципы академического классицизма. Жизнь в Риме В 1830, как пенсионер Общества поощрения художеств, Иванов выезжает за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселяется в Риме. Он органически врастает в жизнь международной богемы «вечного города», прислушивается к советам Б. Торвальдсена, но более всего дорожит мнением И. Ф. Овербека, основателя братства назарейцев. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», он находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Разрабатывая собственную философию искусства, Иванов перенимает идеи кружка Д. В. Веневитинова, соприкасается со славянофильской философией истории. Особое воздействие на него оказывает учение Ф. Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира. В историко-художественном же смысле ведущее значение для него (не считая Н. Пуссена) имеют образы искусства итальянского Возрождения. Полная тонкой композиционно-колористической гармонии картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-34, Третьяковская галерея) - это античность, воспринятая через уроки Возрождения. Музыка как бы «орфически» просветляет мир природы, открывая ее потаенный божественный смысл. Библейская тема Библейско-евангельская тема понимается, однако, Ивановым как магистральный путь творческого поиска. Новыми подступами к ней стали эскизы к неосуществленной картине «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-33, там же), а также величественно-грациозное полотно «Явление Христа Марии Магдалине» (1833-35, Русский музей), за которое Иванов получает звание академика.«Явление Христа народу» Наконец, замысел его «всемирного сюжета», центрального произведения жизни, получает четкую определенность как тема «Явления Мессии» («Явления Христа народу»), то есть прихода Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (из описания в записной книжке 1830-х гг.), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, мощным жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына. Работа над картиной растянулась на 20 лет (1837-57, хранится в Третьяковской галерее), размеры ее стали гигантскими (540 на 750 см). Коллективным героем тут как бы является все человечество. Художник разрабатывает сложную гамму чувств - от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, - богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам - от итальянской бедноты до Н. В. Гоголя, с которым портретно связана одна из «дрожащих фигур» среднего плана справа. Пространственный размах пейзажных далей в контрасте с теснотой переднего плана призван дополнительно усилить историзм произведения. Иванов постоянно подчеркивает, что это именно «историческая картина», являющая собой этап в жизни природной и человеческой, оказавшейся «на перепутье из физических сил к духовным», из рабского прошлого к царству грядущей свободы. Он программно ставит своей целью «служить как моей картиной, так и этюдами живым напутником в средоточии нашего отечества» (из письма великой княгине Марии Николаевне, 1838). Замыслы Иванова требуют для своего воплощения монументального храмового пространства. Он мечтает о том, чтобы поместить своего «Мессию» в храм Христа Спасителя, который строится в то время в Москве, создает особый эскиз заалтарного образа для того же храма («Воскресение», гуашь, 1845, Третьяковская галерея). Наконец, задумывает свой собственный храм искусства, который явился бы одновременно и историческим пантеоном человечества.Библейские акварели и рисунки Иванова увлекают исследования Д. Ф. Штрауса, его «Жизнь Иисуса». Под воздействием рационализма Штрауса мастер несколько охладевает к «Явлению Мессии», хотя и доводит работу до конца. Новый, еще более грандиозный проект, проект храма, влечет художника, - для него, в виде эскизов будущих росписей, он создает огромный цикл библейских акварелей и рисунков (1850-е гг., в основном - в Третьяковской галерее и Русском музее). Мерная эпическая ритмика сочетается тут с феерическими, романтически-визионерскими эффектами, предвосхищающими искусство символизма. Бытовые сценки. Этюдные портреты и пейзажи В процессе работы над «Явлением Христа народу» Иванов вносит выдающийся вклад и в иные жанры. Его бытовые сценки составляют живую, полную юмора панораму современной итальянской действительности (три большие акварели на тему Октябрьского праздника в Риме, 1842, Третьяковская галерея и Русский музей). Многочисленные этюдные портреты и пейзажи к «Мессии» сами по себе эпохальны. Романтическая возвышенность сохраняется здесь в том первозданно-поэтическом достоинстве, которым отличается каждый, пусть внешне самый простой образ: будь то нищий, которому предстоит исполнить роль апостола, ветка на фоне бездонно-синего неба или галька, виднеющаяся сквозь прозрачную воду. Пленэрные впечатления соединяются с глубоким историзмом (как, к примеру, в «Аппиевой дороге», 1845, Третьяковская галерея). Кульминацией этих пленэрных, цветосветовых поисков можно считать этюды обнаженных мальчиков, написанные в 1850-е годы, где цветовая лепка достигает новаторской, в полном смысле импрессионистической свежести.Возвращение на родину. Влияние В поисках соратников для своих художественно-философских замыслов Иванов в 1857 специально едет в Лондон знакомиться с А. И. Герценом, а позднее встречается с Н. Г. Чернышевским. Однако его возвращение на родину в 1858 отнюдь не было триумфальным, адекватным его «мессианским» надеждам. Он наталкивается на равнодушие и либеральных кругов, и официальной критики. Прожив в Петербурге всего 6 недель, Иванов скоропостижно скончался. Однако его посмертное влияние и авторитет с течением времени лишь мощно возрастали. Не создав школы в прямом смысле, он стал универсальным учителем мастерства для многих поколений российских художников самого различного толка - от позднего романтизма до авангарда.Литература:А. А. Иванов: Его жизнь и переписка. 1806-1858. СПб., 1880.Зуммер В. М. Эсхатология А. Иванова // Ученые зап. н.-и. каф. истории европейской культуры. Харьков, 1929. Вып. 3.Алпатов М. Ф. А. А. Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956. Т. 1-2.Алленов М. М. А. А. Иванов. М., 1980.М. Н. Соколов
-
Александр Гаврилович (1898-1984) , российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: «Луна слева» (1929), «Звезда» (1953), «Поднятая целина» (1960-61), «Первороссияне» (1968) и др.
-
Алексей Петрович (1904-82) , российский певец (баритон), народный артист СССР (1951). В 1938-67 в Большом театре. Государственные премии СССР (1946, 1948, 1950).
-
Анатолий Степанович (р. 1928), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984). В остросюжетных романах «Повитель» (1958), «Тени исчезают в полдень» (1963), «Вечный зов» (кн. 1-2, 1971-76; сценарий одноименного телевизионного фильма, Государственная премия СССР, 1979), повести «Жизнь на грешной земле» (1971), «Вражда» (1979) - судьбы сибирской деревни 20 в. Главный редактор журнала «Молодая Гвардия» (с 1972).
-
Андрей Алексеевич (1900-70) , певец (баритон), народный артист СССР (1944). В 1934-49 в Киевском театре оперы и балета, в 1950-56 в Большом театре.
-
Андрей Иванович (ок. 1776-1848), российский живописец. Представитель классицизма. Пытался воплотить в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма («Подвиг молодого киевлянина», ок. 1810).
-
Аркадий Александрович (1902-56) , российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1953). Труды по минералогии, геохимии и петрографии месторождений золота, платины и т. д.
-
Артемий Васильевич (1906-92) , российский зоолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Основные труды по морфологии, эмбриологии и эволюции беспозвоночных (моллюски, черви и др.). Открыл и исследовал новый тип животных - погонофор, установил новый класс плоских червей - удонеллид. Ленинская премия (1961).
-
Вадим Тихонович (р. 1937), российский химик-органик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Труды по биоорганической химии гормонов, токсинов, антибиотиков и антитоксинов. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1985).
-
Валентин Константинович (1908-92) , российский математик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Труды по теории функций, некорректным задачам математической физики. Ленинская премия (1966).
-
Василий Гаврилович (1916-69) , российский летчик. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), полковник, Герой Советского Союза (1957). Государственные испытания ряда реактивных истребителей, в т. ч. первого сверхзвукового (МиГ-19).
-
Виктор Евгеньевич (1908-80) , физик, член-корреспондент АН СССР (1964), академик АН Украины (1967). Основные труды по вакуумной обработке и получению сверхчистых металлов, жаростойких и жаропрочных материалов. Государственная премия СССР (1972).
-
Виктор Семенович (1909-68) , российский художник, заслуженный деятель искусств России (1955), член-корреспондент АХ СССР (1958). Публицистические агитационно-политические плакаты («Вперед! На Запад!", 1942; серия «В. И. Ленин», 1963-64). Государственная премия СССР (1946, 1949).
-
Владимир Никанорович (1888-1972) , русский поэт, журналист. Эмигрировал в Китай в нач. 1920-х гг. Сборники стихов «Огненная душа» (1921), «Сонеты» (1922), «Беженская поэма» (1926), «Поэма еды» (1928). Принял советское гражданство (1931). В 1945 вернулся в СССР.
-
Всеволод Вячеславович (1895-1963) , русский писатель. В повестях «Партизаны» (1921), «Бронепоезд 14-69" (1922; одноименная пьеса, постановка Московского Художественного Академического театра, 1927), «Цветные ветра» (1922) - изображение народа, отстаивающего завоевания революции. Рассказы (сборник «Тайное тайных», 1927), романы (автобиографический роман «Похождения факира», 1934-35; 2-я редакция 1960). Социально-философское осмысление современности в полуфантастической, подчас гротесковой, форме в романах «Ужгинский кремль» (опубликован в 1981), «У» (опубликован 1988). Публицистика, дневники, воспоминания.
-
Вячеслав Всеволодович (р. 1929), российский филолог, переводчик, доктор филологических наук. Сын Вс. В. Иванова. Работы по индоевропейскому, славянскому, общему языкознанию, по фольклору и мифологии славян. Фундаментальные исследования (совместно с Т. В. Гамкрелидзе) «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры» (кн. 1-2, 1984). Ленинская премия (1988), Государственная премия СССР (1990).
-
Вячеслав Иванович (1866-1949) , русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник «Кормчие звезды», 1903, "Cor ardens", ч. 1-2, 1911). В литературно-философских трудах (в т. ч. в книге «Борозды и межи», 1916) - религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.
-
Вячеслав Николаевич (р. 1938), российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1956). Чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964), мира (1962), Европы (1956, 1959, 1961, 1964), СССР (1956-66) в академической гребле (лодка-одиночка).ИВАНОВ Вячеслав Николаевич (р. 30 июля 1938, Москва), российский спортсмен (академическая гребля); заслуженный мастер спорта (1956). Трехкратный чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964) на лодке-одиночке; чемпион мира (1962), Европы (1956, 1959, 1961, 1964), СССР (1956-66). Трудное детствоВ 1941 семья эвакуировалась в Барнаул. Отец в 1943, отказавшись от брони, добровольцем ушел на фронт и погиб под Ленинградом. В 1945, перед самым концом войны, погиб старший брат, 19-летний Михаил. Вернувшись из Барнаула (1943), семья Ивановых (мать, бабушка, сестра и Вячеслав) жила на Большой Калужской улице рядом с Нескучным садом, в котором и получил Вячеслав свое первое «физкультурное образование». Он любил «гонять наперегонки» на коньках, и, хотя был освобожден от физкультуры (врачи обнаружили у него ревмокардит), все свободное время играл зимой в хоккей, а летом в футбол. Летом в 1950 записался в легкоатлетическую секцию «Крылья Советов», а осенью в секцию бокса общества «Спартак», в которой занимался три года. По его собственному признанию, бокс научил многому: «Мужеству. Умению мгновенно мыслить. Переносить удары в прямом и переносном смысле. Дал отличную физическую подготовку, колоссальную выносливость». С лета 1952 начал совмещать занятия боксом с тренировками в секции гребли.В начале 1955 тяжело заболела мама и ему пришлось уйти из школы; начал работать учеником токаря на Машиностроительном заводе имени 1 мая. «Никогда не опускай весла» Его первым тренером в гребном спорте был неоднократный чемпион СССР, опытный педагог И. Я. Демьянов. Первого успеха Вячеслав добился в 1955, став в день своего 17-летия победителем юношеского чемпионата страны и бронзовым призером чемпионата страны среди мужчин. С самого начала занятий академической греблей его девиз был «сражаться до конца» или «никогда не опускай весла». В 1956, победив на Спартакиаде народов СССР своих основных соперников Ю. Тюкалова и А. Беркутова, завоевал право участвовать на Олимпийских играх в Мельбурне. Гонка на озере Вендурри под Мельбурном (1956) принесла ему первую золотую олимпийскую медаль. Через три года, на чемпионате Европы во Франции, в труднейших погодных условиях впервые в истории академической гребли прошел на лодке-одиночке дистанцию 2000 м быстрее 7 минут (6,58,8). Исторические победы В последующие 5 лет (1960-64) одержал победы на Олимпийских играх в Риме (1960) и Токио (1964), став первым в истории спорта гребцом-одиночником, выигравшим три Олимпиады. В 1962 выиграл первую золотую медаль на первом чемпионате мира по академической гребле в Люцерне (Швейцария). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1960) и двумя орденами «Знак Почета» (1956, 1964). Окончил Волгоградский Государственный институт физической культуры (ГИФК, 1969) и экстерном офицерское училище (1960). Сочинения: Ветры олимпийских озер. М., 1972.В. И. Линдер
-
Георги (р. 1940), летчик-космонавт Болгарии, подполковник, Герой Болгарии (1979), Герой Советского Союза (1979). Первый гражданин Болгарии, совершивший полет в космос. Полет на советском космическом корабле «Союз-33" (апрель 1979).
-
Георгий Владимирович (1894-1958) , русский поэт. В 1910-е гг. был близок к акмеизму. В ранних стихах (сб. «Отплытие на о. Цитеру», 1912, «Сады», 1921, «Лампада», 1922) - мотивы усталости, разочарования и др., безупречное следование современным поэтическим образцам. В 1922 эмигрировал. Зрелая поэзия Иванова (сб. «Розы», 1931, «Отплытие на остров Цитеру», 1937, "1943-1958. Стихи», 1958) отмечена трагическим мироощущением человека 20 в., обостренным личным опытом изгнанничества. Беллетризованные мемуарные очерки «Петербургские зимы» (1928).
-
Евгений Алексеевич (1911-83) , российский авиаконструктор, доктор технических наук (1970). Герой Социалистического Труда (1976). С 1976 работал с П. О. Сухим, с 1953 - его заместитель, с 1975 возглавил его КБ, с 1977 - генеральный конструктор. Принимал участие в создании многих самолетов семейства Су. Руководил постройкой истребителей-перехватчиков Су-11, Су-15, Су-15ТМ, штурмовика Су-25, истребителя-перехватчика Су-27. Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1975).
-
Ерофей (Алмаз) Иванович (?-1669) , русский дипломат, думный дьяк и глава Посольского приказа (1653-67), управлял Печатным приказом (1653-69). Участник многих посольств и переговоров (с Польшей, Швецией).
-
Иван Дмитриевич (р. 1934), экономист, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по проблемам внешнеэкономических связей России, мировой экономики и научно-технического прогресса.
-
Иван Иванович (1862-1939) , математик, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН с 1924). Труды по теории чисел.
-
Игорь Петрович (1923-92) , российский педагог, доктор педагогических наук (1971), действительный член АПН (1989), профессор. Работы по проблемам коллективной деятельности взрослых и детей.
-
Игорь Сергеевич (р. 1945), российский дипломат. В 1980-83 посланник посольства СССР в Испании. В 1984-86 советник группы при МИД СССР, помощник министра иностранных дел, в 1986-91 в общем секретариате МИД СССР (заведующий отделом, начальник секретариата). В 1991-92 посол СССР в Испании, в 1992-95 посол Российской Федерации в Испании. С 1995 первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.
-
Илья Иванович (1870-1932) , российский биолог-животновод. Разработал теоретические основы и методику искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
-
Илья Иванович (1800-38) , декабрист. Член и секретарь Общества соединенных славян. Осужден на 12 лет каторги.
-
Илья Иванович (1899-1967) , российский конструктор и ученый-артиллерист, генерал-лейтенант инженерно-артиллерийской службы (1942), Герой Социалистического Труда (1940). Участвовал в создании различных типов артиллерийских орудий. Государственные премии СССР (1943, 1946).
-
Константин Васильевич (1890-1915) , чувашский поэт-демократ, зачинатель чувашской литературы. Поэма «Нарспи» (1908) о судьбе чувашской женщины, сказки «Вдова», «Железная мялка», «Раб дьявола» проникнуты протестом против социального и национального угнетения.
-
Константин Константинович (1907-84) , российский дирижер, народный артист СССР (1958). В 1941-46 дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, в 1946-65 главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР. Государственная премия СССР (1949).
-
Ларион Иванович (?-1682) , думный дьяк, глава Посольского (1676-82) и других приказов. Фактический руководитель внешней политики при царе Федоре Алексеевиче. Убит стрельцами.
-
Лев Иванович (1834-1901) , артист балета, балетмейстер. С 1852 в труппе петербургского Большого Каменного, с 1860 - Мариинского театра, с 1885 второй балетмейстер. Впервые поставил балет «Щелкунчик» (1892) и 4-й акт балета «Лебединое озеро» (1895) П. И. Чайковского, положившие (наряду с балетами М. И. Петипа) начало симфонизации танца.
-
Лев Николаевич (1903-57) , российский историк и экономист, академик АН СССР (1943). Основные труды по мировой экономике и истории международных отношений.
-
Леонид Александрович (1871-1962) , ботаник, основатель научной школы по экофизиологии древесных растений, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН с 1922). Труды по физиологии и биохимии растений.
-
Михаил Владимирович (р. 1930), микробиолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные труды по микробной биогеохимии (роли микроорганизмов в круговороте веществ, генезисе месторождений самородной серы и др.).
-
Михаил Иванович (1910-48) , летчик-испытатель, Герой Советского Союза (1948). На испытательной работе с 1939. С 1945 летчик-испытатель самолетов Як. Погиб в полете на Як-23 при подготовке к воздушному параду.
-
Михаил Матвеевич (1748-1823) , российский рисовальщик и живописец. Документально точные и эпически величавые виды Украины, Крыма, Кавказа, русских городов, батальные сцены (штурмы Очакова и Измаила).
-
Михаил Федорович (1871-1935) , российский зоотехник, один из основателей отечественной зоотехнии, академик Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (1935). Предложил научно обоснованную методику выведения новых и совершенствования имеющихся пород свиней и овец. Автор асканийской породы овец и украинской степной белой породы свиней.
-
Петр Иванович (1794-1864) , историк, археограф, член-корреспондент Петербургской АН (1859). Труды по истории межевания земель, государственных учреждений, сфрагистике, палеографии.
-
Святослав Нестерович (р. 1911), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1970). Исследователь закономерностей размещения колчеданных месторождений. Государственная премия СССР (1949).
-
Сергей Васильевич (1864-1910) , живописец и график. Передвижник, член Союза русских художников. Остросоциальные, эмоциональные произведения на темы крестьянской жизни («Смерть переселенца», 1889), революционных событий 1905-07 («Расстрел», 1905), русской истории («Поход московитян», 1903).
-
Юрий Сергеевич (р. 1924), российский живописец, народный художник СССР (1990), действительный член АХ (1988). Внутренне драматические, строгие по композиции, островыразительные по рисунку и цвету картины, посвященные жизни современной деревни (цикл «Русские женщины», 1960-70-е гг.; «Под мирным небом», 1982), портреты, в т. ч. групповые («В кафе «Греко», 1974). Государственная премия СССР (1968).
-
(Ивановс , Ivanovs) Янис (1906-83), латышский композитор, народный артист СССР (1965). В 1945-61 художественный руководитель музыкального вещания Латвийского радио. 21 симфония, концерты для инструментов с оркестром, камерные ансамбли и др. Профессор Латвийской консерватории (с 1955). Государственная премия СССР (1950).