Значение СЕМЕНЧУК МИХАИЛ АНТОНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое СЕМЕНЧУК МИХАИЛ АНТОНОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Семенчук Михаил Антонович ( 1885 - 1937 ), протоиерей церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенское , Верейского района, Московской области.

Родился 31 октября 1885 году на ст. Бородино Можайского района Московской области [1] в семье начальника ж.д. станции Колочь. Имел брата Прокопия , тоже ставшего священником, и 13 сестер, все они стали учительницами. По семейному преданию – предки Семенчуковых были выходцами из Польши, а их фамилия звучала как Семенец или Семенюк.

Окончил Духовную Семинарию. Женился на Тучковой Елизавете Васильевне, имел 6 детей.

С 1909 года был дьяконом церкви села Ярополец Волоколамского уезда.

В 1911 году посвящен во священика к Преображенской села Спасс-Косицы Верейского уезда и перемещен к церкви села Благовещенского того же уезда, при которой проживал и служил с 1912 года до 1937 года.

Родные и близкие в один голос утверждали, что о.Михаил обладал удивительной силы голосом. Последняя из оставшихся в живых дочерей Михаила Антоновича Зоя Михайловна уверена, что знаменитая певица Мариинского театра, обладательница «страстного меццо» Екатерина Семенчук - их дальняя родственница.

Состав семьи Михаила Антоновича (на сентябрь 1937 г.):

Жена Елизавета Васильевна – 46 лет;

Сын – Игорь Михайлович – 8 лет;

Дочь – Елена Михайловна – 24 года;

Дочь – Зоя Михайловна – 19 лет;

Дочь – Кузнецова, затем Шакирова Валентина Михайловна – 27 лет;

Дочь – Зудинова Галина Михайловна – 27 лет.

Дьякон из дер. Перемешаево, недалеко от Благовещенья, Егор Матвеев служил в церкви села Благовещенье вместе с о. Михаилом. По его словам «о.Михаил предчувствовал, что его арест неминуем, пытался перебраться к кому-нибудь из трех своих дочерей, проживавших в 1937 году в Москве, но они фактически от него отказались и, тем самым, обрекли своего отца на смерть. Вскоре после возвращения в село Благовещенье за о. Михаилом пришли». Сестра дьякона Егора, Евдокия (+ 2002 или 2003 г.), подтвердила этот рассказ много лет спустя: «Отец Михаил горько плакал, говоря, что три его дочери отказались от него, побоявшись взять его к себе в Москву, и ему пришлось вернуться в Благовещение, где его уже ждали (органы)».

26 сентября 1937 о. Михаил был арестован в доме Наумова [2] с. Благовещенского.

Автором доноса на Михаила Антоновича и Ивана Николаевича Перова стал председатель Благовещенского сельсовета Дорошкевич.

Оба были арестованы без санкции прокурора, обвинения им не предъявлялись, с материалами дела их никто не ознакомил.

Обвинение строилось на показаниях свидетелей Кустова И.С., Севостьяновой Е.Ф., а также Карпова Я.Г., Андреева П.Г. и Силаева И.М. Свидетель Фомин И.М. по делу Константинова Ивана Степановича указал на Михаила Антоновича как на участника и руководителя кулацкого восстания в Верейском уезде. Передопрошенные в 1939-1940 гг. Кустов, Карпов, Андреев и Силаев отказались от своих показаний об антисоветской деятельности Семенчука и Перова, за исключением их участия в крестьянском восстании 1918 года.

На допросах Михаил Антонович никого не оговорил, не поддался нажиму и не признал себя виновным в к/р деятельности (агитация, клевета на советскую власть и выступления против мероприятий партии и правительства). В дальнейшем выяснилось, что обвиняемых избивали: «допросы велись в грубой форме с применением физических насилий, площадной брани, угроз наганом». Свидетелей и обвиняемого Перова И.Н. принуждали подписывать протоколы допросов, заранее написанные самими следователями.

Михаил Антонович обвинялся в том, что он, якобы, отказал в 1934 году передать церковную сторожку под правление колхоза на том основании, что «сторожка находится в ограде Божьего храма, а ваше дело не христианское, враждебное Богу и людям», и что в 1937 году после пожара говорил крестьянам: «Этот пожар послал на вас Бог за ваши грехи, за непослушание церкви, за связь с антихристами, не то еще будет вам в будущем». Михаил Антонович не отрицал, что вместе с населением Вышегородской волости выходил на восстание в 1918 году, но не подтвердил своих высказываний: «В гражданском разговоре я не приплетаю имя Божие».

Михаил Антонович был осужден тройкой при УНКВД по Московской области 25 октября 1937 года. Обвинение при осуждении – участие в 1918 году в Верейском кулацком восстании, приговорен к расстрелу.

Принял мученическую кончину 31 октября 1937 г. на Бутовском полигоне , где и захоронен.

Реабилитирован 29 марта 1958 г. В отношении посмертной реабилитации Михаила Антоновича характерна деталь – его не оправдали, признав первоначальное обвинение ошибочным. «Президиум Московского областного суда постановлением № 699 от 29.03.1958 г. постановил: Постановление Тройки при УНКВД СССР по МО от 25.10.1937 г. в отношении Семенчука М.А. отменить и дело о нем производством прекратить за недоказанностью обвинения».

Источники

http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института

Государственный архив РФ, Фонд 10035, опись 1, дело П-50476

«Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 – 19.10.1938». М. «Зачатьевский монастырь», 1997, стр. 309

[1] по другим данным – село Богородское Можайского района Московской губернии

[2] То, что отец Михаил находился в доме братьев Наумовых, не было случайностью: уроженцы села Благовещенского Наумовы были храмосоздателями (они приступили к строительству трехпрестольного каменного храма в 1896 году на месте деревянного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существовавший с 1744 года) и с 1912 года в течение четверти века поддерживали с семьей настоятеля храма о. Михаилом тесные дружеские отношения.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.