Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Михаил (Семенов) ( 1874 — 1916 ), архимандрит, впоследствии с 1909 г. старообрядческий епископ Канадский.
В миру Семенов Павел Васильевич.
Родом из семьи кантониста ; в 1903 г. по окончании СПбДА и защиты диссертации был рукоположен в сан архимандрита и получил звание профессора канонического права.
В 1901 — 1903 гг. участник Религиозно-философских собраний, где выступал с традиционно-церковных, консервативных позиций.
После революции 1905 г. переходит на позиции церковного обновления и "социального христианства", член " Группы 32-х ", один из основателей " Союза церковного обновления ", близкого к идеям " Христианского братства борьбы ", член Московского и Петербургского РФО, религиозно-общественный деятель, публицист, издатель и активный сотрудник журнала " Век ", после его закрытия издавал журнал " Товарищ ", где изложил собственную концепцию "мировой религии свободного духа", в которой христианство сочеталось с идеями утопического коммунизма.
После вступления в 1906 г. в партию Народных социалистов был сослан в Задонский монастырь и отстранен от преподавательской деятельности.
Опасаясь отлучения от Церкви, присоединился в 1907 г. в сущем сане к Старообрядческой церкви белокриницкого согласия , а в 1908 г. хиротонисан во епископа на канадскую кафедру, однако не сумев вовремя прибыть в свою епархию, был постановлением Освященного собора от 31 августа 1910 был запрещен в священнослужении (перед смертью это запрещение было снято).
В 1909 образовал движение реформистское "Свободных христиан".
Сотрудничал в старообрядческих изданиях: еженедельнике « Церковь », журналах « Старообрядческая мысль », « Старая Русь », издал множество брошюр и книг. Единомышленники называли его «апостолом ХХ века», противники угрожали расправой. Зарабатывал на жизнь физическим трудом.
В октябре 1916 г. был найден на улице зверски избитым, скончался от ран в богадельне Рогожского кладбища, где и был похоронен.
О нем
А.Левитин-Краснов, В.Шавров " Очерки по истории русской церковной смуты "
Трагическая фигура архимандрита Михаила (Семенова) - чистого, бескорыстного человека, горячего энтузиаста и добродетельного монаха, запутавшегося в противоречиях эпохи и причудливо соединившего в конце жизни старообрядчество со свободным христианством, заслуживает самого горячего сочувствия со стороны всех честных людей.
“Даже и не будучи полным единомышленником о. Михаила, - писал о нем знаменитый религиозный мыслитель, - можно заметить, сколь резко отличается он на фоне православного духовенства, в особенности же монашествующего. В его статьях и брошюрах чувствуется подлинная религиозность, палящее дыхание религиозной муки, напряженность постоянных религиозных исканий, тревога мятущейся мысли. Его душе близки социальные нужды нашего времени, и ему свойственно понимание социальных задач христианства, сложных и трудных задач, так называемого христианского социализма. Его ухо слышит те стоны нужды и горя, к которым так глухи чиновники в митрах и клобуках”, - так характеризовал его С. Н. Булгаков [1] .
“Совет представителей студентов Петроградской духовной академии постановил по поводу увольнения профессора Академии архимандрита о. Михаила выразить признательность и благодарность о. Михаилу как открытому и честному борцу за свободу, в котором монашеская ряса не уничтожила человеческого достоинства”, - так характеризовали о. Михаила его ученики [2] .
Литература
Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., Церковь, 1996.
Панкратов А. С. Ищущие Бога. Очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911, с. 123—127.
А.Левитин-Краснов, В.Шавров " Очерки по истории русской церковной смуты . М., Крутицкое патриаршее подворье, 1996.
[1] Булгаков С.Н. Духовенство и политика. - Товарищ, 6 декабря 1906 г., письмо в редакцию по поводу дела о. архимандрита Михаила
[2] Русское слово, 1906, 8 декабря, № 134, с. 4
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент