Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.
Иосиф Волоцкий ( 1439 - 1515 ), Волоколамский, игумен , преподобный , чудотворец , церковный писатель и публицист, глава течения иосифлян .
Память 9 сентября в день кончины, 18 октября в день обретения мощей, в Соборе Тверских святых
В миру Иван Санин, происходил из семьи богатого вотчинника, владельца села Язвище в Волоколамском княжестве. В 20 лет постригся в Боровском монастыре ; не желая мириться с падением дисциплины в монашеской среде ушел из Боровского монастыря. Посетив несколько монастырей и не найдя нигде должного, по его мнению, монашеского образа жизни основал 1479 в районе Волоколамска монастырь, получивший позже его имя ( Иосифо-Волоколамский монастырь ), где ввел правила общежития отличавшиеся суровым аскетизмом и подробной регламентацией всех сторон монастырской жизни.
Первоначально был связан с удельными волоцкими князьями, братьями Ивана III . Затем порвал с удельно-княжеской оппозицией и встал на защиту великокняжеской власти - в 1507 Иосифо-Волоколамский монастырь перешел под патронат великого московского князя Василия III .
Вел непримиримую борьбу с ересью жидовствующих проникшей в высшее русское общество, в т.ч. в семью великого князя. Выступал за устранение нестроений в монастырской жизни и монашеском быту.
Сохраняя лично уважительное отношение к святому Нилу Сорскому вел полемику с ним и его последователями, представителями течения нестяжателей .
На церковном соборе 1503 Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями , а на соборе 1504 — жестокой расправы над жидовствующими ( Нил Сорский был против гонений на еретиков).
В этот период Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.
Скончался 9 сентября 1515 года.
Тропарь
Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, рассуждения светильника, / вси вернии, сошедшеся, восхвалим / кротости учителя и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим .
Труды
Основное его сочинение — « Просветитель » («Книга на новгородских еретиков») в краткой (1502—1504) и пространной (1510—1511) редакциях. Его перу принадлежит: краткая и пространная редакции монастырского « Устава », трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обиды творити» (ок. 1507), «Уехав» в краткой редакции (кон. XV в.) и пространной (минейной, ок. 1515); также более 20 посланий к различным лицам: великим кн. Ивану III и Василию III; И.И. Третьякову (1510—11), Б.В. Кутузову (1511) и др.
Публикации
Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих , 4 изд., Казань, 1904.
Послания Иосифа Волоцкого , М.—Л., 1959.
Использованные материалы
http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT1055.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент