Значение ИОСИФ (СЕМАШКО) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ИОСИФ (СЕМАШКО)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иосиф (Семашко) ( 1798 - 1868 ), митрополит Литовский и Виленский .

В миру Иосиф Иосифович Семашко.

Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловка , Липовецкого уезда, Киевской губернии. Его отец был сыном униатского священника, но сам не стал принимать священного сана и занимался земледелием. Молодой Иосиф помогал отцу, ездил в Крым и на Дон за рыбой и солью.

Семья будущего православного иерарха, хотя и принадлежала к униатам, но и не чуждалась Православия, поэтому мальчик ходил читать и петь в православный храм. Вообще, все условия домашнего быта и воспитания, а равным образом и отношение его родителей к Православию, положили начало развитию в будущем митрополите тех убеждений, по вопросам веры, которые впоследствии привели его самого к принятию Православия и подвигнули на труд воссоединения униатов с Православною Церковью.

С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной чертой на всю его жизнь.

Первоначальное образование он получил дома под руководством местного дьячка, который отмечал в юноше «не дюжие способности», хорошую память и трудолюбие. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу.

В сентябре 1809 г. Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением. Все преподавание велось на польском языке. По своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников школы.

В 1816 г. он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной семинарии, поражали даже его учителей.

6 июля 1820 г. Иосиф окончил семинарию со степенью магистра богословия. Несмотря на воспитание учеников семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России.

Униатский священник

По окончании семинарии Иосиф прибыл в Луцк , где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира. 6 октября 1820 г. он был посвящен во иподиакона ; 26 декабря рукоположен во диакона , а через год - 28 декабря 1821 г. - во иерея .

С 1820 по 1822 г. Иосиф исполнял должность заседателя Луцкой консистории, а также наставника местной ставленнической семинарии. Пребывание Иосифа в должности заседателя Луцкой консистории раскрыло перед ним картину притеснения униатов со стороны латинян, а также недоброжелательства к ним со стороны местных православных. Тяжело было видеть Иосифу такое забитое положение своих единоверцев.

7 января 1822 г. он был возведен в сан протопресвитера и 20 июня того же года назначен заседателем в униатском департаменте римско-католической коллегии в Петербурге, где было сосредоточено высшее управление всей униатской церкви. Россия поразила Иосифа величественным видом православных церквей и торжественностью богослужений в них.

В период пребывания Иосифа в Петербурге в его душе произошел коренной перелом в пользу православия, здесь впервые у него появилось желание оставить унию и воссоединиться с православной церковью.

В Петербурге Иосиф очень много читал. В первый же год им было прочитано свыше 400 книг из библиотеки Глазунова. Чтение привело его к полному убеждению в истине православия и в отступлении римской церкви от чистоты веры апостольской. Это был уже убежденный сторонник православия. Иосиф не мог более служить интересам латинства и Польши. Он твердо решил выйти из неопределенного положения, а именно: лично принять православие и поступить в число иноков Александро-Невской Лавры , несмотря на то, что в будущем ему предстояла блестящая перспектива быть униатским епископом.

Искренность убеждений Иосифа в превосходстве православия наглядно отразилась в его "Сочинении о православии восточной церкви".

Несмотря на то, что в душе Иосифа происходил такой переворот, он исполнял с присущим ему старанием и добросовестностью возложенное на него поручение в греко-униатской коллегии. В решении всех вопросов имел всегда свое твердое мнение, которое мог отстоять с полным достоинством и знанием дела. Иосиф выступал истинным защитником представителей греко-униатского исповедания. Постоянная борьба с латинянами, притеснившими униатов, еще более укрепила в нем его твердый от природы характер, доставила ему большую опытность и приучила к осторожности и осмотрительности. Он почувствовал в себе силу вступить в открытую борьбу с римско-католиками за права попираемой и угнетаемой униатской церкви. Возможность борьбы вскоре представилась Иосифу. Правительство обратило внимание на бедственное и угнетенное положение униатского духовенства и всего униатского населения. Иосифу было предложено письменно изложить положение униатской церкви. С воодушевлением взялся он за порученное дело и в одну ночь с необычайной сообразительностью, находчивостью и практичностью составил знаменитую записку, в которой он не только с глубоким знанием изложил положение униатской церкви, но и наметил меры, с помощью которых униаты могли бы быть возвращены в лоно православной церкви. Эта записка получила высокую оценку правительства. Иосифу было поручено составить подробный план для постепенного приведения в исполнение указанных в его записке мер. Через два с половиной месяца (17 января 1828 г.) это поручение было выполнено Иосифом. На основании разработанного им плана, подписанного членами коллегии, 22 апреля 1828 г. был издан правительственный указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения. В дальнейшем все намечаемые мероприятия по униатскому вопросу приводились в исполнение только после письменного представления по данному вопросу мнения Иосифа.

В первую очередь было обращено внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1823 г. была учреждена для униатов 2-я семинария (Литовская) в местечке Жировицах . Своими преобразовательными действиями Иосиф Семашко нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить его униатское население.

Для выполнения намеченных мероприятий Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения. В 1829 г. он принял монашество без изменения имени.

Мстиславский униатский епископ

8 августа 1829 г. старший соборный протоиерей Иосиф Семашко был хиротонисан во епископа Мстиславского , викария Полоцкой епархии с оставлением присутствующим в коллегии. Из-за отсутствия в Петербурге униатской церкви хиротония совершалась в католическом костеле Брестским униатским митрополитом Булгаком и Полоцким епископом Мартусевичем, а также латинским епископом Гедройцем.

В марте 1830 г. еп. Иосиф отправился для обозрения Белорусской и Литовской епархий, чтобы на месте проверить, как приняты и как исполнялись на деле преобразовательные меры, направленные к сближению унии с православием и что еще требовалось предпринять для достижения намеченной цели. Обзор епархий продолжался в течение 6 месяцев, после чего еп. Иосиф возвратился в Петербург с подробным отчетом о проделанной работе.

В период с 1830 по 1833 гг. в связи с возникновением польского мятежа правительство мало обращало внимания на униатский вопрос. Но епископ Иосиф не оставлял начатого дела.

Литовский униатский епископ

Решительными действиями Иосифа ознаменовался период 1833 - 1837 гг.

2 апреля 1833 г. он был назначен Литовским епархиальным греко-униатским епископом с оставлением членом Греко-униатской коллегии.

В начале этого периода, не видя деятельной поддержки со стороны правительства в осуществлении намеченных мероприятий, еп. Иосиф решился оставить столь успешно начатое дело и 15 мая 1833 г. написал прошение в Святейший Синод о личном присоединении к православию.

Правительство понимало, что это шаг еп. Иосифа не принес бы пользы большому делу воссоединения униатов и предложило временно отложить его намерение, обещая ему поддержку в исполнении всех его предложений по униатскому вопросу.

Получив в самостоятельное управление Литовскую епархию, епископ Иосиф мог в полной мере осуществить на деле свои предложения относительно униатов. Он тщательно ознакомился с положением и настроением духовенства в епархии, состоянием учебного процесса и со всеми другими вопросами епархиальной жизни. Он ознакомился с людьми, подбирал себе верных помощников. Все его распоряжения были направлены на сближение униатской церкви с православной (устройство иконостасов, введение служебников московской печати, устранение органов и др.).

Сам еп. Иосиф в 1833 г. еще раз заявил о своем решении присоединиться к православию. Это решение для пользы дела временно не предавалось гласности.

В 1834 г. он снова обозревал свою епархию. Его поездки по епархии оставляли у всех благоприятное впечатление. Своим участливым вниманием, кротостью и мягкостью в обращении епископ Иосиф приобретал всеобщие симпатии. Основная масса униатского населения и духовенства принимала нововведения епископа Иосифа, доброжелательно и охотно содействовала в его начинаниях. Но не обошлось и без протестов. Часть духовенства, наиболее близкая к латинству не соглашалась с реформами Иосифа и выражала даже письменные протесты. Отрицательную роль в этом деле играли польские помещики, от которых духовенство в значительной степени зависело материально.

Много трудностей и противоборства встретил на благом пути еп. Иосиф, однако он в достижении поставленной цели действовал решительно и твердо. У него произошли разногласия со сторонниками частных присоединений униатов к православию. Он прекрасно знал, что есть значительное число лиц, готовых сразу принять православие, но стоял всегда за постепенное перевоспитание всего униатского народонаселения через униатское духовенство. Такое мнение еп. Иосифа в дальнейшем полностью оправдало себя.

Враги православия - латиняне всеми силами стремились помешать еп. Иосифу. Возникали недоразумения и среди своих. Некоторые русские администраторы нередко угождали польской партии по недомыслию и другим причинам. В этот период еп. Иосиф работал до крайнего истощения сил. В начале 1837 г. он стал настойчиво добиваться скорейшего присоединения униатов к православию, заявляя о их готовности к этому. Одновременно не прекращалась работа по воспитанию униатского духовенства в духе православия. Изменялся внутренний вид храмов и порядок богослужений в них по чину православной церкви.

Большая часть духовенства (775 священников) дали письменные подтверждения о своей готовности присоединиться к православию. И только 160 человек не заявили о своем согласии.

Присоединение к Православной Церкви

Наконец, дело воссоединения увенчалось успехом. 12 февраля 1839 г. в Полоцке в присутствии епископов Иосифа Литовского, Василия Полоцкого и викарного епископа Брестского Антония состоялось соборное постановление о воссоединении Униатской церкви с православной и составлен "Соборный акт", подписанный 24 начальствующими лицами. Прошение подано на Высочайшее имя.

23 марта 1839 г. Св. Синод рассмотрел "Соборный акт" и принял постановление о присоединении греко-униатской церкви к Православной Всероссийской.

25 марта 1839 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, последовала императорская резолюция: «Благодарю Бога и принимаю».

30 марта 1839 г. на заседании Св. Синода была зачитана синодальная грамота о совершившемся событии воссоединенным епископам и духовенству. На этом же заседании Греко-униатская духовная коллегия была переименована в Белорусско-Литовскую, председателем которой назначался преосвящ. Иосиф с возведением его в сан архиепископа .

Так совершилось возвращение полуторамиллионного западнорусского населения в лоно Православной Церкви. Это событие, неразрывно связанное с именем преосвящ. Иосифа, было признано всеми необычайно великим не только в церковном, но и в государственном отношении. Оно закрепило этот край за Россией на вечные времена, сохранив русскую народность и веру от попыток Польши уничтожить все русское и полностью подчинить этот край своему влиянию. Разработанная еп. Иосифом, глубоко продуманная и строго проведенная им система воссоединения увенчалась блестящим успехом.

Вот как сам митрополит объясняет мотивы этого подвига:

«...я с детства имел... душевное влечение к Россиии и всему русскому... Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом – вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа... Пламенное усердие к этому делу в течении 12 лет (1827 – 1839) постигло все мое существование».

Вся последующая деятельность архиеп. Иосифа, по его словам, обязанного ответственностью перед воссоединенными и за воссоединенных, была посвящена устранению многих остатков латино-униатской старины, перевоспитанию духовенства на православно-русских началах, улучшению его быта, обновлению и украшению храмов и охранению православной паствы от усилившейся латино-польской пропаганды. Его деятельность не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии. Он заботился об укреплении православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось от архиеп. Иосифа в этот период. Побежденные противники не могли простить ему своего поражения, распускали о нем различные небылицы, подкапывались под него со всех сторон. Они даже покушались на его жизнь. Только его мудрость, остроумие и необычайная проницательность помогли ему в достижении поставленной цели.

В 1842 г. архиеп. Иосиф отправился в путешествие по святым русским местам. Он побывал в Новгороде , в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре , Туле , Задонске , Воронеже , Курске и Киеве и получил большое удовлетворение от виденных им древних русских святынь. По возвращении из путешествия, осенью 1842 г., архиеп. Иосиф был назначен членом комитета по делам о раскольниках и отступниках от православия. Это назначение мало утешало архиепископа и он 18 декабря 1842 г. снова [1] обратился с прошением об увольнении его на покой. Прошение это не было удовлетворено и на этот раз, и архиеп. Иосиф оставался на своем посту еще в течение 25 лет.

В 1842 г. был осуществлен перевод Литовской кафедры из местечка Жировиц в Вильно, где было наибольшее засилие польских католиков. Поэтому архипастырю предстояла трудная задача среди такой враждебной обстановки укреплять православие как в Вильно, так и во всей епархии.

1 апреля 1847 г. архиеп. Иосиф был назначен членом Св. Синода . Архипастырь продолжал с прежней энергией трудиться на благо своей паствы. С одинаковым участием он разделял и ее радости и горести. Он радостно встречал каждый новый случай присоединения к православию, ликовал при освящении восстановленных православных храмов, т. к. это были плоды его неустанного труда. Не оставлял архипастырь своей паствы и в трудностях. Он поддерживал дух бодрости в период эпидемии холеры, в голодные годы организовал раздачу хлеба всем нуждавшимся без различия вероисповедания.

Бедных он не забывал никогда. При всех знаменательных случаях в жизни архипастырь делал большие пожертвования в пользу бедных.

В своей целенаправленной деятельности архиеп. Иосиф иногда не находил поддержки со стороны гражданской власти. Такие случаи приводили его к унынию. Такой факт имел место в 1851 г., когда архиеп. Иосиф 30 октября снова подал прошение об увольнении на покой. И на этот раз прошение не было удовлетворено, т. к. он еще мог и должен был принести большую пользу своей церкви, отечеству, а также воссоединенному духовенству и пастве.

30 марта 1852 г. архиеп. Иосиф был возведен в сан митрополита .

Период времени с 1854 по 1861 гг. был сравнительно спокойным в жизни митрополита Иосифа. Поэтому основное внимание в это время было уделено благоустройству епархии и охранению паствы от непрекращавшейся латино-польской пропаганды. За это время было построено новое здание консистории ( 1854 г.), осуществлена капитальная перестройка архиерейского дома ( 1856 г.), обновлен иконостас Пещерной церкви и начато строительство 36 небольших церквей; улучшено здание духовного училища; открыто 222 приходских училища с 2700 учениками и учреждено первое женское училище ( 1860 г.).

В 1856 г. митр. Иосиф при возвращении из Москвы простудился и получил сильный ревматизм. С этого времени болезнь не оставляла его, он несколько потерял свою легкость в движениях, "порою в нем чувствовалась какая-то медленность и усталость".

30 января 1858 г. митр. Иосиф был избран почетным членом С.-Петербургской академии наук.

В августе 1859 г. высокопреосвящ. Иосиф был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде, но вскоре из-за плохого состояния здоровья вынужден был уехать в Вильно .

Последние годы жизни митрополита были связаны с бурными событиями, возникшими на западе России. Недовольная происшедшими в западном крае преобразованиями латино-польская партия организовала в 1863 г. вооруженный мятеж. Митр. Иосиф, несмотря на усилившуюся в это время болезнь, не отлучался никуда из города, совершая богослужения в храмах, поддерживал дух бодрости и уверенности среди духовенства и всего народа. 1863 г. был годом испытания для юной литовской паствы, и она, возглавляемая своим мудрым архипастырем, достойно выдержала это испытание и вышла победительницей.

После усмирения мятежа много отрадного для митр. Иосифа произошло в западном крае, осуществились многие его предначертания. 1 января 1864 г. стал издаваться на русском языке журнал " Виленский вестник ", впервые открылась русская книжная торговля. Каждый день в местной печати сообщались сведения то о возобновлении древних церквей, то о закладке и освящении новых, то об обращении костелов в православные храмы, то о возвращении целых приходов в православие. Во всех этих делах принимал большее или меньшее участие митр. Иосиф. В 1867 г. по его распоряжению в епархии была учреждена 41 церковная библиотека.

Но здоровье митрополита все ухудшалось. С 1867 г. он сам почти не совершал богослужений. Но все епархиальные дела находились под его строгим контролем, он был в курсе всех событий, ежедневно принимал у себя представителей епархиального и духовно-учебного ведомства, на всех делах секретарь писал резолюции под его диктовку. Несмотря на телесные немощи, митрополит Иосиф до последних дней жизни отличался бодростью духа и ясностью мысли. Но болезнь продолжала подтачивать его силы.

1869 г. был последним годом жизни высокопреосвящ. митрополита Иосифа. За три дня до кончины (21 ноября) состояние его резко ухудшилось. В пятницу 22 ноября ему стало немного легче и он причастился Св. Таин. В ночь на субботу состояние его снова резко ухудшилось, но к утру опять стало легче, и он еще раз пожелал причаститься Св. Таин. После этого митрополит находился в спокойном состоянии. В 12 часов дня он просил позвать к себе своего викария преосвящ. Иосифа, но до его прихода в 1-м часу дня 23 ноября 1868 года тихо скончался.

Погребение тела митр. Иосифа состоялось 29 ноября в Пещерной церкви Виленских мучеников Виленского Свято-Духова монастыря в заранее приготовленном самим митрополитом еще в 1849 г. склепе.

Оценки и характеристики

По своему уму, энергии и глубокому пониманию судеб русского народа митр. Иосиф занимал выдающееся место среди своих знаменитых современников. "Величие духа Иосифа и его способность влиять на общественность", по словам проф. Кояловича, сохранились и среди разных общественных невзгод и среди тяжелых личных его недугов до последнего дня его жизни. Господствующее настроение духа митр. Иосифа было всегда самоуглубленное и молчаливое, по замечанию близко знавшего его Иосифа, епископа Колозенского (?).

В обществе он всегда держался с достоинством. Его беседа отличалась простодушием и спокойствием, но так, что умное его казалось простым, а простое умным. Он не унижал никогда собеседника, а если для самого что-то было непонятно, то он не стыдился сказать: "вопрос нов для меня, подумаю". Он умел соединять светскую любезность с достоинством своего сана.

Чтение книг было всегда наиболее любимым занятием митрополита Иосифа. Он не жалел средств для приобретения в свою библиотеку выдающихся сочинений по богословию, истории, естественным наукам, а также лучших периодических изданий не только на русском, но и на иностранных языках. Большинство его книг частично при жизни, а остальные после кончины, были переданы им в Литовскую семинарию.

Из его личных записок видно, что он иногда в свободное время занимался землеведением, статистикой, географией.

Часто в звездные ночи, сидя в Тринопольском саду, он любил надолго устремлять свой пытливый взор в необъятные небесные пространства, поражавшие его своей неизмеримостью.

Большое наслаждение доставляли высокопреосвящ. Иосифу, обладавшему эстетическим вкусом художественные произведения, особенно живопись. Больше всего ему нравились картины библейского и церковно-исторического изображения.

Он увековечил память всех своих сподвижников в деле воссоединения униатов, приказав нарисовать их портреты масляными красками.

Митр. Иосиф был большой знаток и любитель церковного пения и у него был превосходный певческий хор из учеников семинарии и духовного училища.

Самым полезным и освежающим после умственной работы занятием служил для митрополита физический труд, которому он с увлечением предавался, переезжая на лето из шумного города в любимый им Тринополь. Державшийся в городе установленного этикета, митр. Иосиф исключительно любил природу и простой сельский образ жизни. По словам самого преосвящ. Иосифа, физический труд на свежем воздухе в Тринополе способствовал тому, что до 60 лет он не был подвержен никаким болезням.

Труды

Семь слов синодального члена Иосифа, архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения. Вильна, 1848; СПб., 1889.

Виленский православный некрополь. Вильна, 1892.

Историч. вестн., 1893, май, с. 536-537.

Слова и приветствия. СПб., 1860.

Записки. Т. 1-3. СПб., 1883.

Литература

Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовского и Виленского. Вильна, 1897.

Его же Высокопреосвящ. Иосиф (Семашко), митр. Литов. и Виленский. Очерк его жизни и деятельности. Вильна, 1894.

Иванов Высокопреосвящ. Иосиф Семашко, 1889.

Извеков Н. Д. Ист. очерк состоян. церквей в Лит. еп. 1839-1889 гг. М., 1899.

Рункевич С. Г. Ист. Минской еп. 1793-1832 гг. СПб, 1893.

Его же Краткий истор. очерк столетия Минской еп. Минск, 1893, с. 60-63, 71, 74, 75, 78-81.

Его же История Минской архиепископии (1793-1832). СПб, 1893, предисл. I и с. 572.

Егоров А. Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский. Платон Городецкий, митр. Киевский и Галицкий. Одесса, 1899.

Извеков Н., прот. Высокопреосвящ. Иосиф (Семашко), митр. Литовский и Виленский. Вильна, 1889.

Ливанский И., прот. Блаженной памяти святителя Божия Иосифа Семашко, митр. Литовского и Виленского.

Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую, т. III, 3-е изд. СПб, 1903, с. 290-312.

Сушков Н. В. Воспомин. о митр. Литовской и Виленском Иосифе и об уничтожении унии в России. (Чтен. Моск. общ. ист. и древн. Рос., 1869, кн. 1-я, с. 159-197).

Толстой М. В. Иосиф митр. Литовский и воссоедин. униатов с прав. церк. в 1839 г. (Журнал М. Н. просв., 1869, т. 94, отд. II, с. 72-83; август, с. 251-272; т. 95, сентябрь, с. 1-23; октябрь, с. 207-234).

Савва, архиеп. Хроника моей жизни (автобиогр. записки), 1901, т. III; 1902, т. IV; 1906, т. VI.

Толстой Ю., № 294.

Булгаков, с. 1404.

Денисов, с. 61.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.

Строев П., с. 1013.

Тузов Каталог, с. 84, 101, 116, 138.

Летопись Е. А., с. 841.

Прав. собес., 1884, март-апрель, с. 310-329, 1897, декабрь, с. 708, 1915, май, с. 156.

Рус. палом., 1889, № 13, с. 119; № 24, с. 281, 1893, № 43, с. 687; № 44, с. 704, 1914, № 12, с. 181-186.

Странник 1868, ч. 4, с. 155-159 (соврем. хроника).

Лит. еп. вед., 1894.

Труды К. Д. А., 1870, апрель, с. 20.

Церк. вестн., 1891, № 2, с. 27; № 25, с. 392; № 49, с. 772, 1895, № 6, с. 177-179; № 37, с. 1182.

Приб. к Ц. В., 1889, № 17, с. 456-463

Ж. М. П., 1945, № 11, с. 50, 1951, № 2, с. 35-47; № 6, с. 60-63, 1952, № 7, с. 56.

Рус. старина 1870, т. I, с. 518, 1874, февраль, с. 210, 1880, июль, с. 95, 96, 116 п/с, 1881, июль, с. 497, 1882, октябрь, с. 340; ноябрь, с. 341-342, 1883, июнь, с. 592; 695-696; ноябь, с. 273; декабрь, с. 692-693, 1886, июнь, с. 710, 1888, июль, с. 90, 1904, февраль, с. 327; июль, с. 123-124, 1910, август, с. 240-245.

Самар. еп. вед., 1869, № 1, с. 4.

Христ. чтение, 1868, ч. 2, с. 915-926, 1869, январь, с. 92-134, 1900 (?), апрель, с. 665, 1874, июль-сентябрь, с. 931-932, 1881, сентябрь-декабрь, с. 173-174, 1886, май, с. 133-181, 417.

Прав. обозрение, 1864, январь, с. 43-46; апрель, с. 220-222; май, с. 65; август, с. 168-177, 1868, декабрь, с. 151-166, 1870, март, с. 66, 1881, январь, с. 79.

Изв. Казан. еп., 1868, № 24, с. 705-709, 1869, № 1, с. 31, 1870, № 3, с. 71-77; № 5, с. 133-141; № 6, с. 163-174.

Истор. вестн., 1884, март, с. 689, 690; апрель, с. 236; ноябрь, с. 356, 1886, январь, с. 225, 1888, январь, с. 2; февраль, с. 495-496; декабрь, с. 48, 1889, март, с. 693-700; июль, с. 187, 188; август, с. 342, 450, 1896, апрель, с. 164, 180, 1905, апрель, с. 101 п/с. 1, 1908, сентябрь, с. 894.

Рус. архив, 1870, № 11, с. 2023-2024, 1887, кн. 3-я, с. 236, 237 п/с (Филарет, архиеп. Черниговский), 1893, кн. 1-я, с. 213, п/с. 2 (Письма митр. Филарета к С. Д. Нечаеву), 1895, кн. 2-я, № 7, с. 301, п/с. 2, 1897, кн. 1-я, с. 89 и п/с. (Из дневников В. А. Муханова 1868 г.), 1903, кн. 1-я, № 3, с. 378, 379, 1910, кн. 1-я, № 3, с. 403, п/с. 2.

Ж. П. Б., XI, с. 580-697.

БЭЛ, т. VII, с. 472-480.

БЭС, т. I, с. 1116-1117; т. II, с. 1528, 2137.

РБС, т. VIII, с. 341-344.

Н. Д., с. 75.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1126

http://www.orthodoxy.lt/index.php/where ,history;sub,arhier;sub3,36

[1] Первое прошение на сайте ortho-rus.ru датировано 26 февраля 1830 г., опечатка в годе?

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.