(Санин) ? знаменитый полемист; род. в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, ок. 1459 г. принял монашество в обители Пафнутия Боровского, отличавшейся своими богатствами. Здесь прожил И. 18 лет. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и, недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, основал в 1479 г. известный впоследствии Волоколамский монастырь. Основной добродетелью инока, по уставу И., было беспрекословное. повиновение настоятелю, власть которого была безгранична. Вся жизнь монаха была точно распределена и регламентирована. Каждый монах имел особое место в церкви, должен был стоять, "стиснув свои руци и соединив нози", "ступание иметь кротко", быть "в ответах сладок", входить и выходить через определенную дверь. Большая часть дня уходила на богослужение, и потому И. считал необходимым для содержания монахов и вполне законным владение монастырей селами и землей. Вообще устав обращает внимание почти исключительно на внешнюю сторону жизни монахов. Ересь жидовствующих нашла в И. сурового обличителя. Враг всякого "мнения", всяких новшеств, И. требует казни для еретиков. В своем "Просветителе", состоящем из 16 обличительных слов, он старается доказать неправильность "нового ученья", с целью преследования еретиков, убеждает не верить в искренность их покаяния, всячески разыскивать их, заточать и казнить. Не одни только еретики служили предметом обличений И. Заволжские старцы (см. соотв. статью), говорившие против казни еретиков, а также Вассиан Патрикеев (ратовавший против монастырских имуществ), вызвали со стороны B. целый ряд посланий, в которых он доказывал законность монастырского землевладения, защищал богатую внешность храмов, украшение их богатыми образами, книгами и т. д. Мнения И. одержали верх над мнениями противников; еретиков казнили, монастыри продолжали владеть имуществом, благодаря близости И. к великому князю, власть которого И. всегда старался окружить ореолом божественности. И. утверждал, что государь "естеством подобен всем человекам, властию же ? Богу", что он наместник Божий на земле, глава государства и церкви, самодержец в полном смысле этого слова. Во всех своих сочинениях И. является древнерусским книжником, начетчиком. Он говорит цитатами, которые берет из Священного Писания, житий святых, даже апокрифических сказаний и гражданских законов византийских императоров. Умер 9 сентября 1515 г., канонизован в 1579 г.
Ср. "Просветитель" (изд. 2-е, Казань 1882 г.); Хрущов, "Исследование о сочинениях И. Санина" (СПб., 1868); В. Жмакин, "Митрополит Даниил и его сочинения" (М., 1881); E. Голубинский, разбор соч. Жмакина в "Отчете о XXV присуждении Уваровских наград".
В. Боцяновский.