Иосиф (1798—1868) — главный деятель по воссоединению униатов с православною церковью. Сын небогатого дворянина, впоследствии униатского священника, С. свое детство провел среди православных. Учился в Немировской гимназии, потом в Главной духовной семинарии при Виленском унив., из которой он не только не вынес расположения ко всему польскому и католическому, но стал еще большим приверженцем православия. В 1821 г. он был посвящен в священники в Луцке и сделан членом Луцкой дух. консистории; в следующем году его назначили присутствовать в униатском департаменте римско-католической духовной академии в С.-Петербурге, как человека, хорошо знакомого с русским языком и русским законодательством. Здесь С. скоро получил руководящую роль и энергично поддерживал меры, клонившиеся к учреждению духовных семинарий для образования белого униатского духовенства и к упразднению базилианских монастырей. Изучив подробно всю историю стремлений и ходатайств белого униатского духовенства, он составил особую записку о воссоединении униатов, которая была одобрена государем, а затем, в духе этой записки — протокол о нуждах униатской церкви в России, положенный в основание высочайшего указа 22 апреля 1828 г. В силу этого указа при участии С. была учреждена самостоятельная греко-униатская духовная коллегия, сокращено число униатских епархий, преобразован состав униатских консисторий, поставлены под контроль епархиальной власти базилиане, предложено католикам оставить базилианский орден, учреждено несколько духовных семинарий для униатского духовенства. В 1829 г. С. был посвящен в сан епископа Мстиславского, викария Белорусской епархии, и назначен председателем белорусской консистории с оставлением в должности члена коллегии. Через три года он стал самостоятельным литовским епископом, после чего подготовка Литовской епархии к воссоединению быстро пошла вперед. Назначенный в 1835 г. членом особого секретного комитета, образованного для направления униатских дел, и членом комиссии духовных училищ, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения, он достиг того, что в январе 1837 г. униатская церковь была подчинена ведению обер-прокурора Св. Синода, а 25 марта 1839 г. окончательно принята в общение с православною церковью. В 1840 г. С. получил сан архиепископа Литовского и Виленского. Переселившись в 1844 г. из Петербурга в Жировицы, он исходатайствовал учреждение второго ковенского викариатства в литовской епархии; перевел в Вильну Литовское епархиальное управление вместе с семинарией; хлопотал об усилении православно-русского элемента в западно-русском чиновничестве ввиду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучение польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ. В бытность М. Н. Муравьева виленским генерал-губернатором С. оказал материальную поддержку пострадавшему во время мятежа духовенству, восстановил и вновь построил несколько церквей.Литература. Коялович, "Иосиф, митрополит Литовский" ("Христианское чтение", 1868—69); Иванов, "Высокопреосвященный Иосиф Семашко" (1889); "Записки Иосифа, митрополита Литовского" (СПб., 1883); H. Кедров, "Литовский митрополит Иосиф Семашко" ("Православное обозрение", 1887); Н. Извеков, "Высокопреосвященный Иосиф, митрополит Литовский и Виленский" (Вильна, 1889); M. Я. Морошкин, "Воссоединение унии" ("Вестник Европы", 1872); граф Д. А. Толстой, "Иосиф, митрополит Литовский" (СПб., 1869); П. О. Бобровский, "Русская греко-униатская церковь в царствование имп. Александра I" (СПб., 1880); M. О. Коялович, "О записках митрополита Иосифа" (СПб., 1884); Г. Я. Киприянович, "Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение зап.-русских униатов в 1839 г." (Вильна, 1897; 2-е изд., заключающее в себе "Новооткрытые записки" Иосифа Семашко); его же, "Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митр. Литовский и Виленский" (Вильна, 1894); его же, "Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени" (Вильна, 1899, второе издание); его же, "Письма архиепископа Литовского Иосифа Семашко к епископу Брестскому Михаилу Голубовичу" (Вильна, 1898); П. Жукович, "Иосиф Семашко" (в "Русском биографическом словаре", СПб., 1897).В. Р—в.
Значение слова СЕМАШКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СЕМАШКО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012