Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Село Благовещенское Верейского района Московской области (ныне Наро-Фоминский район).
Расположенное на великокняжеской земле древнего Вышегородского стана (ныне Наро-Фоминский район) село Благовещенское известно с XVI столетия. Здесь, на месте, называемом Кипячий колодец в Понизовце, была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существовавшая до Смутного времени конца XVI - начала XVII столетия. Занявшие Верею польско-литовские интервенты грабили и разрушали окрестные села и деревни, оскверняли и уничтожали огнем православные храмы, изгоняли с насиженных мест прихожан. Многие богатые селения превращались в ненаселенные места - пустоши. Такая же участь постигла село Благовещенское на Кипячем колодце - храм Божий уничтожили, село - разорили. В середине XVII столетия на этом месте располагалась деревня с немногочисленными крестьянскими дворами. Когда писцы, описывавшие дворцовые земли в 1670-х гг., спрашивали у старожилов о церковных землях и былых причтовых владениях, то никто не мог дать точного ответа, где они располагались. На месте святого престола уничтоженного Благовещенского храма благочестивые люди по обычаю поставили деревянную часовню с храмовой иконой Пресвятой Богородицы.
Новый деревянный храм в Благовещенском построили "сельца Благовещенского крестьяне Андрюшка Степанов с товарищи на пустовой церковной Благовещенской земле, что на Кипячем колодце, в Понизовце". В 1686 г. этот новопостроенный храм по указу Патриарха Иоакима обложили данью с дворов причетников и приходских. Причт церкви состоял из священника и двух причетников. Известно, что настоятелем храма в то время состоял священник Влас Вавилов , сыновья и внуки которого на протяжении более столетия служили в Благовещенской церкви.
В 1709 г. "воровские люди" совершили святотатство, обокрав храм в Благовещенском и похитив святой антиминс . Другая беда пришла в 1733 г., когда в Благовещенском случился страшный пожар и все село выгорело. Настоятель Косма Власов , спасая церковное имущество от огня, вынес из церкви святой антиминс и чтимые иконы, но, Божиим промыслом, храм остался невредим и церковное имущество не пострадало.
В 1744 г. прихожане, крестьяне дворцовой Вышегородской волости села Благовещенского с деревнями, собрали средства и по строили новый деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая.
В 1751 г. по именному указу императрицы Елизаветы Благовещенское вместе с другими селами и деревнями Вышегородской волости Верейского уезда пожаловали графу А.И. Шувалову и, таким образом, село из дворцового села стало владельческим, помещичьим.
В царствование императрицы Елизаветы граф Александр Иванович Шувалов стал руководителем Тайной канцелярии - органа политического сыска. Будучи очень богатым человеком, он активно занимался предпринимательством и был владельцем крупных железоделательных и оружейных заводов. На свои средства в начале царствования Петра III в 1760 - 1761 гг. в пожалованных селениях Верейского уезда селах Вышгород , Косицы , Понизовье он возвел прекрасные каменные храмы, сохранившиеся до нашего времени.
В селе Благовещенском каменного храма не построили. Как прежде, в селении стоял скромный деревянный двухпрестольный храм с колокольней.
Ко времени начала Отечественной войны 1812 г. настоятелем Благовещенской церкви был священник Георгий Тимофеев , определенный в этот приход митрополитом Московским и Калужским Платоном (Левшиным) . Во время войны с французами Верею и окрестности разорили французские войска. Вражеские мародеры врывались в села и деревни в поисках фуража и продовольствия. Вся округа была охвачена партизанским движением против неприятельских войск. Духовенство уезда благословляло борьбу крестьян с оккупантами. Имя протоиерея Христорождественского собора Вереи Иоанна Скобеева , с оружием в руках участвовавшего во взятии Вереи отрядом генерала И.С.Дорохова, записано в списке героев Отечественной войны 1812 г. на стенах музея-панорамы "Бородинская битва". Настоятель Благовещенской церкви отец Георгий спас церковное имущество от поругания и грабежа, за что был награжден крестом с надписью "1812 год" на Владимирской ленте.
Скромный сельский приход в Благовещенском в 1830-х гг. состоял из 136 дворов с населением более 1200 человек. Престарелого настоятеля Георгия Тимофеева , по указу святителя Филарета , митрополита Московского, заменил священник Платон Степанович Сафонов . В 1843 г. на место настоятеля к Благовещенской церкви назначили молодого выпускника Спасо-Вифанской семинарии Иоанна Никифоровича Страхова .
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы состоял в благочинии соборной церкви города Вереи . В 1845 г. при объезде церквей благочиния соборный протоиерей Иоанн Смирнов представил в консисторию сведения, что состояние храма в селе Благовещенском требует срочного ремонта. Из-за худой кровли в церкви образовались протечки в стенах и куполе. Было приказано исправить все ветхости в течение трех месяцев. Резолюция так и не была исполнена, а 2 декабря 1845 г. в случившийся пожар Благовещенская церковь с колокольней и со всем имуществом сгорела. Святой антиминс с Благовещенского престола вынес из горящего храма диакон Алексий Семенович Куньев .
Осиротевший приход просил разрешить продолжать богослужения в соседнем Никольском храме в селе Субботине . Каменный субботинский храм построил в 1764 г. помещик Петр Алексеевич Смирнов. Многие годы ктиторами этого храма были помещики из древнего рода Воейковых. В 1840-х гг. собственного причта у Никольской церкви не было, субботинский приход был приписан к церкви Рождества Христова в селе Ильинском. В 1846 г. по указу святителя Филарета село Благовещенское с деревнями приписали к Никольской церкви в Субботине с самостоятельным причтом.
Восстановлением сгоревшей Благовещенской церкви помещики графы Шуваловы, проживавшие заграницей, не занимались. Собственных средств, собранных прихожанами, хватило на постройку деревянной часовни в 1860 г.
Строительство нового каменного трехпрестольного Благовещенского храма связано с именами благочестивой семьи местных крестьян Наумовых. В 1895 г. уроженец села Благовещенского, проживавший в Москве цеховой столярного цеха Ефим Васильевич Наумов оставил в духовном завещании значительные средства на сооружение "в селе Благовещенском Верейского уезда Вышегородской волости нового каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами святителя Николая и священномученика Евфимия, епископа Сардийского". Храм предполагали поставить на старом церковной месте, где располагалась деревянная часовня. Проект новой церкви заказали известному московскому архитектору Александру Алексеевичу Никифорову . Небольшой трехапсидный одноглавый храм с двухъярусной шатровой колокольней по своим композиционно-декоративным решениям близок памятникам русского церковного зодчества XVII столетия. Для творчества А.А. Никифорова характерно такое обращение к наследию древнерусской архитектуры. Это видно и на примере такого его проекта, как храм во имя Всех святых на кладбище московского Алексиевского монастыря .
В 1896 г. по благословению митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) в селе Благовещенском 2-го благочиннического округа Верейского уезда прошла закладка нового храма. Строительство и внутреннее убранство закончили летом 1900 г. 10 июля состоялось освящение храма, совершенное собором духовенства окрестных церквей во главе с благочинным 2-го округа протоиереем Николаем Соловьевым. В молебне после Божественной литургии участвовали 10 священников. Были возглашены многолетия строителям Илье и Максиму Наумовым, а так же вечная память усопшему храмоздателю Ефиму Наумову.
Кроме самого здания Благовещенского храма благотворители построили двухэтажный каменный дом причта, одноэтажную сторожку и деревянное здание церковно-приходской школы.
По благословению священномученика Владимира (Богоявленского) , митрополита Московского и Коломенского, настоятелем новой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Благовещенском назначили священника Виктора Любимова , псаломщиком - Николая Беляева. Церковным старостой выбрали прихожанина, крестьянина села Благовещенского Павла Трифоновича Жаринова.
После революционных событий 1917 г. по закону Временного правительства от 20 июня 1917 г. о передаче церковно-приходских школ министерству просвещения и согласно январским 1918 г. "декретам" нового правительства у Благовещенской церкви отобрали здание церковно-приходской школы и дом причта, оставив в пользование православной общины лишь здание сторожки.
Последним настоятелем храма был священник Михаил Антонович Семенчук , арестованный органами НКВД в 1937 г. и приговоренный к длительному сроку заключения в сталинских лагерях [1] . Долгое время церковь стояла, закрытая на замок, но все имущество сохранялось общиной в порядке. До начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. постановлением местного совдепа церковь закрыли и устроили в ней пункт ссыпки зерна и затем мельницу. Бережно хранимую церковную утварь разорили и разграбили. Во время битвы за Москву в ноябре 1941 г. Верея и окрестности были заняты немецко-фашистскими войсками. Шли ожесточенные бои, когда населенные пункты переходили из рук в руки. В подвале Благовещенской церкви прятались от пуль и снарядов местные жители. Здание храма сильно пострадало от обстрела. Колокольню взорвали во время боевых действий. Так, уже в третий раз, как и в Смутное время , и в грозные годы Отечественной войны 1812 г. , Благовещенский храм стал немым свидетелем битвы защитников Отечества против полчищ оккупантов.
В послевоенное время в поврежденном здании церкви устроили столярную мастерскую, поставили станки. На здание храма было страшно смотреть. К началу нового тысячелетия своды трапезной рухнули, на церкви росла целая роща берез. Но пришло время "собирать камни". 15 сентября 2000 г. храм передали православной общине и приписали к церкви святого пророка Илии в городе Верее .
3 апреля 2002 г. по указу митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Александр Архипов . В храме проводятся регулярные богослужения. Разоренное церковное здание требует серьезных ремонтно-восстановительных работ, но главное сделано - началось восстановление духовной жизни, совершается Божественная литургия. Наступил тот момент, когда, по словам Владыки Ювеналия: "Рушатся идеологические стены, которые искусственно отделяли нас Церковь и народ, друг от друга. Сегодня мы вместе возрождаем духовные традиции, которые корнями уходят в глубь веков".
См. также
Благовещенское
Ссылки
http://vedomosti.meparh.ru/2003_11_12/7.htm
[1] "без права переписки" - теперь-то мы знаем, что это растрел
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент