Значение РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ в Православной энциклопедии Древо

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Родительский день - день панихиды или особого всецерковного поминовения о всех усопших православных от Адама до наших дней.

Название этого дня происходит от наименования покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли. Родительские дни как правило являются субботами потому что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам - день субботы, как день покоя, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.

Вселенские панихиды или вселенские родительские субботы согласно Уставу Православной Церкви совершаются пять раз в году:

Мясопустная суббота * - в субботу на Мясопустной седмице . Поминовение всех усопшим перед воспоминанием второго пришествия Христова коренится в первых веках Христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному Суду , Церковь молит Праведного Судию явить всем усопшим, включая особенно всех кто умер внезапно и остался без узаконенного погребения, Свою милость в день нелицеприятного воздаяния.

во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого Поста * - установлены Церковью чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого Поста, так как в это время невозможны обыковенные ежедневные поминовения усопших ( сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной литургии , которая в Великий Пост положена не каждый день.

Троицкая суббота * - в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы) . Установление этой памяти также уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало поста Апостольского .

Частные родительские дни которые существуют в Русской Православной Церкви , хотя и не приравниваются ко вселенским, имеют в Русской Церкви схожее значение. Всего их три:

Радоница * - во вторник Фоминой седмицы . Древний обычай поминать усопших в этот день относится к первым векам Христианства, но не отмечен особым последованием в Уставе. Он основывается на том что в Фомину неделю вспоминается также сошествие Христа во ад, и с понедельника Фоминой седмицы Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших - живые сорадуются благой вести о Воскресении с мертвыми.

Поминовение православных воинов * - 29 августа когда вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи , пострадавшего за Истину. Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской Церкви при указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время войны с турками и поляками.

Димитриевская суббота * - в субботу перед 26 октября , днем святого Димитрия Солунского . Изначально установленная по почину благоверного князя Димитрия Донского после Куликовской победы в 1380 году, эта суббота была посвящена памяти павших православных воинов, но сделалась на Руси днем памяти всех усопших в вере.

Использованные материалы

Тихомиров, Е., Загробная жизнь или последняя участь человека , Санкт-Петербург, 1883 (репринт 1995):

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/others/pom.htm - Отдел III, "Погребение и поминовение православного христианина", в современной редакции, _Православный церковный календарь_, 1995, 69-112.

"Дни особого поминовения усопших", страницы сайта Московского храма Христа Спасителя:

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/ws_rod_m/index.htm

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/s234/index.htm

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/pominovenie/troizkaya/index.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.