Значение ВАРНАВА (ПРОКОФЬЕВ) в Православной энциклопедии Древо

ВАРНАВА (ПРОКОФЬЕВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Варнава (Прокофьев) (род. 1945 ), епископ б. викарий Каннский , на покое.

В миру Прокофьев Владимир Николаевич, родился в 1945 году в Париже , в семье русских эмигрантов. Его отец - дворянин и офицер. Был послушником на Афоне , затем был рукоположен во иеромонаха и стал настоятелем храма святого Архистратига Михаила в Каннах , Франция . Через своих родственников, работавших в посольстве Франции в Москве , он имел возможность легально посещать Советский Союз с середины 1960-х годов.

Был тайно возведен в архиерейский сан Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей в 1980 - 1982 годах [1] . Он должен был рукоположить для группы духовенства, присоединившейся к Зарубежной Церкви в 1975 году, епископа Лазаря (Журбенко) , что и сделал единолично [2] .

К открытому служению епископ Варнава перешел в 1990 году по решению митрополита Виталия , а в 1991 году Зарубежный Архиерейский Синод официально объявил о епископстве Варнавы. В следующем году он был назначен представителем Синода в России и настоятелем Синодального подворья в Московской Марфо-Мариинской обители . В 1992 - 1993 годах епископ Варнава печально прославился тесным сотрудничеством с обществом « Память », совместно с которым он организовывал сомнительные акции типа автопробегов, налетов на редакции газет, сопровождавшихся широкой националистической пропагандой. Закончилось все тем, что епископ Варнава превратил Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где в то время находилась его резиденция, в штаб-квартиру «Памяти» и обратился к украинскому раскольничьему «патриарху» Владимиру (Романюку) с просьбой к украинским самосвятам принять Зарубежную Церковь в каноническое общение. Все это значительно ухудшило репутацию Русской Православной Церки Заграницей в России. К этому добавились многочисленные канонические нарушения и протесты со стороны российских клириков и мирян Зарубежной Церкви. Все это привело к в 1993 году к освобожндению его от должности представителя Синода в России, каноническому прещению и официальному запрещению со стороны Архиерейского Синода епископу Варнаве вмешиваться в церковные дела на территории России.

1 марта 2001 года епископ Каннский Варнава выступил с окружным посланием, в котором заявил об «ограждении» себя, духовенства и мирян своей епархии от «нового курса» Зарубежной Церкви, хотя еще не выходя из канонического подчинения Архиерейскому Синоду в Нью-Йорке. Поводом к заявлению стал протест епископа против принятия Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в Нью-Йорке 17-27 октября 2000 года, письма патриарху Сербскому Павлу . На Соборе епископ Варнава отказался подписать это письмо, о чем объявил во всеуслышание только спустя несколько месяцев – 12 февраля 2001 года, присоединившись в этом к епископам Симферопольскоми и Крымскому Агафангелу и Черноморскому и Кубанскому Вениамину . Основанием для такого решения епископы назвали участие Сербского Патриархата в экуменическом движении , а также её тесное взаимодействие с Патриархатом Московским . 25 апреля 2001 года епископ Варнава был подвергнут запрещению в священнослужении.

В 2001 году, находясь под запрещением в служении, он вышел из подчинения Зарубежной Церкви под началом митрополита Лавра и, вместе с митрополитом Виталием , положил начало раскольнической « Русской Православной Церкви в Изгнании ». Здесь был возведен в сан « архиепископа » и назначен заместителем митрополита Виталия.

Однако вскоре он вступил в конфликт с секретарем Синода «РПЦИ», парижским «протоиереем» Вениамином Жуковым , и «архиереями» «Церкви в Изгнании», результатом чего стало его запрещение в служении, а затем и лишение сана в 2005 году.

Всех этих прещений «архиепископ» Варнава не признал и продолжил управлять верными ему приходами, в том числе и в России. Его последователи считали его управляющим Европейской епархией «РПЦИ», незаконно смещенным со своего поста. Местопребывание свое «архиепископ» Варнава имел преимущественно при храме Архистратига Михаила в Каннах во Франции .

В феврале 2006 года он направил прошение в адрес Архиерейского Синода Зарубежной Церкви в котором покаялся своих неканоничных действиях: непослушании Архиерейскому Синоду Зарубежной Церкви, неисполнении наложенного на него запрещения, учинении раскола, присвоении себе полномочий правящего архиерея и титула «архиепископа Европейского», а также в совершении им незаконных хиротоний, на что он, как викарный епископ, к тому же находящийся под запрещением, не имел права. Он подтвердил, что первую «мансонвильскую» хиротонию Сергия (Киндякова) он совершил единолично, лишь в присутствии митрополита Виталия, который по состоянию здоровья не мог совершать литургию и участвовать в хиротонии. Что касается хиротоний Владимира (Целищева) , Варфоломея (Воробьева) и Никиты Орлова , он также подтвердил, что они были совершены против воли митрополита Виталия и без участия последнего. Сняв с себя принятый им в «РПЦИ» сан архиепископа, Варнава в своем покаянном обращении просил митрополита Лавра принять его в лоно Заграничной Церкви в том чине, в котором он пребывал до учиненного им раскола 2001 года – в чине викарного епископа Каннского, признав над собою наложенное на него в 2001 году запрещение в священнослужении и подтвердив неканоничность совершенных им «мансонвильских» хиротоний.

В том же 2006 году по постановлению Архиерейского Синода Варнава (Прокофьев) был принят в общение как бывший епископ Каннский и определен на покой с правом служения Божественной литургии в Каннской Архангело-Михайловской церкви, где он состоял настоятелем. Будучи на покое, он не был наделен правом рукоположения или награждения клириков, а также участия в заседаниях Архиерейского Синода или в работе Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви. Ему также была запрещена какая-либо деятельность за пределами каннского прихода. 2 июля епископ Варнава сослужил епископу Манхеттенскому Гавриилу за литургией, совершенной в Каннской Михаиловской церкви, при большом стечении русских православных людей.

Указом первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона от 20 августа 2009 года отстранён от всех должностей в Архангело-Михайловской церкви впредь до выяснений обстоятельств создавшейся ситуации при этой церкви и окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. [3]

Использованные материалы

http://www.orthodoxwiki.org/Varnava_ (Prokofiev)_of_Cannes

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5126

«Епископ Варнава (Прокофьев) восстановлен в служении», официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, 3.VII.2006:

http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/2006/7varnavavosst...html

«Бывший епископ Варнава (Прокофьев) намерен присоединиться к РПЦ», Русская линия :

http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=208744

«Основатель иерархии РПЦИ епископ Варнава (Прокофьев) снял с себя сан архиепископа и перешел в РПЦЗ(Л) в качестве викарного епископа на покое», страница христианского форума «Маранафа», 4.VII.2006:

http://www.maranatha.org.ua/cnews/index.php?id=25705

Тараторкин, Филипп «Епископ Каннский Варнава “ограждает себя” от собратьев-епископов», страница проекта Завет.ru по данным Страна.Ру , 5.III.2001:

http://www.zavet.ru/news/news-s010305.htm

[1] По данным статьи Тараторкина, Филиппа «Епископ Каннский Варнава “ограждает себя” от собратьев-епископов» по данным _Страна.Ру_ от 5.III.2001, http://www.zavet.ru/news/news-s010305.htm - в 1982 году. По статье «Бывший епископ Варнава (Прокофьев) намерен присоединиться к РПЦ», _Русская линия_, http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=208744 – в 1981 году. По данным http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5126 - в 1980 году, Архиерейским Собором.

[2] По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5126 - в 1981 году.

[3] http://www.synod.com/synod/2009/8cannesukaz.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.