нескл. , с.
1) Литературная основа, литературный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории), сценарий балетного спектакля.
Прокофьев сам сочинил либретто симфонической сказки "Петя и Волк" ( Морозов ) .
2) Краткое изложение содержания музыкальных спектаклей: оперы, балета и т. п. (в театральной программе или отдельной книжечке).
Во время оперы заглядывать в либретто.
3) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.
•
Родственные слова:
либретт'ист
Этимология:
От итальянского libretto ‘либретто’ ( < ит. libretto ‘книжечка’, от librо ‘книга’ < лат. liber ‘книга’, ‘сочинение’). В русском языке - с первой половины XIX в.
Энциклопедический комментарий:
Название связано с тем , что оперные либретто с конца XVII в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. Вплоть до середины XVIII в. в композиции либретто господствовала определенная схема , обусловленная однотипностью музыкально-драматических задач. Поэтому одно и то же удачное либретто нередко многократно использовалось различными композиторами. Позднее либретто , как правило , создаются либреттистом в тесном контакте с композитором , порой при его непосредственном участии , что обеспечивает более полное единство действия , слова и музыки. Начиная с XIX в. некоторые выдающиеся композиторы , обладавшие литературно-драматическим дарованием , создавали либретто своих опер самостоятельно (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Бойто, М. П. Мусоргский, в ХХ в. - С. С. Прокофьев, К. Орф и др.).
Типы либретто , их особенности очень многообразны как по содержанию , так и в смысле общего построения , применения стихотворного и прозаического текста , наличия или отсутствия подразделения текста на номера и т. п. История либретто неразрывно связана с историей самой оперы во всех ее жанровых и национальных разновидностях. Каждому исторически конкретному типу оперы отвечал свой тип либретто.