(настоящая фамилия - Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, - 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система ).
Родители С. принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры - П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался 'Алексеевский кружок', ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы . Исполнил здесь роли Барона ('Скупой рыцарь' Пушкина), Анания Яковлева ('Горькая судьбина' Писемского), Фердинанда ('Коварство и любовь' Шиллера) и др. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрел славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене ('Плоды просвещения' Л. Н. Толстого 1891; 'Потонувший колокол' Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр ), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль - 'Царь Федор Иоаннович' А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой 'Чайки' Чехова (1898, режиссер С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены 'Дядя Ваня' (1899), 'Три сестры' (1901), 'Вишнёвый сад' (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 С. поставил пьесы М. Горького 'Мещане' и 'На дне' (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле 'Мещане' впервые вышел на сцену новый герой - рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произведения русской классики: 'Горе от ума' Грибоедова (1906), 'Где тонко, там и рвется' Тургенева (1912), 'Село Степанчиково' по Достоевскому (1917), а также 'Месяц в деревне' Тургенева (1909, постановка С. и И. М. Москвина), 'Синяя птица' Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане 'Драму жизни' Гамсуна и 'Жизнь человека' Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант С. проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана ['Доктор Штокман' ('Враг народа') Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин ('На дне'). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров ('Дядя Ваня'), Вершинин ('Три сестры'). Сатирическое дарование С. проявилось в ролях Фамусова ('Горе от ума' Грибоедова), Крутицкого ('На всякого мудреца довольно простоты' Островского), Аргана ('Мнимый больной' Мольера).
С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра - актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.
Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: 'Горячее сердце' Островского (1926), 'Безумный день, или Женитьба Фигаро' Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистического реализма стал поставленный под руководством С. (режиссер И. Я. Судаков) спектакль 'Бронепоезд 14-69' Вс. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей 'Унтиловск' Леонова (1928), 'Мёртвые души' по Гоголю (1932), 'Таланты и поклонники' Островского (1933) и др.
С. стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем - в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. 'Евгений Онегин' Чайковского, 1922, 'Царская невеста' Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.
С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.
Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.
В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.
Соч.: Собр. соч., т. 1-8, М., 1954-61.
Лит.: Эфрос Н. Е., К. С. Станиславский, П., 1918; Гуревич Л., Девять ролей К. С. Станиславского, 'Театр', 1938, |9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863-1938, М., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, 'Театр', 1948, | 1; его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, | 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М., 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, М., 1962; Марков П., О Станиславском, 'Театр', 1962, |1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 3, М., 1964; Полякова Е., Станиславский - актёр, М., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863-1938, т. 1-3, М., 1971-1973; Строева М. Н., Режиссёрские искания Станиславского. 1898-1917, М., 1973; Сибиряков Н. Н., Мировое значение Станиславского, М., 1974.
В. Н. Прокофьев.