Значение слова МЕЛОДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МЕЛОДИЯ

(от греч. melodia - пение, напев, песня, мелодия), одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). М. - 'самая существенная сторона музыки' (С. С. Прокофьев), простейшая и первичная её форма, главный её элемент, вбирающий в себя выразительный эффект многих других. Основные значения термина: последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (М. - линия, в противоположность гармонии, аккорду как объединению звуков в одновременности); главный голос (например, в выражениях: 'М. и сопровождение', 'М. и бас'); смысловая и образная цельность, средоточие музыкальной выразительности (собственно М. - 'музыкальная мысль').

М. сохраняет следы своей изначальной связи с речью, стихом, телодвижением (например, в танце). Подобно речи, М. представляет собой обращение к слушателю с целью воздействия на него, оперирует звуковым материалом; выразительность М. опирается на определённый эмоциональный тонус, на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. 'Речевая и чисто музыкальная интонация - ветви одного звукового потока' (Б. В. Асафьев). Однако в отличие от речи М. оперирует ступенчато расположенными тонами определённой высоты, музыкальными интервалами; мелодические звуки имеют ладовую и особого рода ритмическую организацию.

М. - многосоставный элемент музыки. Главенствующее положение М. среди др. элементов объясняется возможностью концентрировать в мелодической линии действие лада, гармонии, метра, ритма, логических связей между частями композиции и т.д. Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как М. Наиболее специфический компонент М. - мелодическая линия. Подъёмы и спады в мелодической линии могут рассматриваться как отражение породившего М. душевного движения (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз - с успокоением). Структура М. основана на взаимодействии целенаправленного движения звукового потока с ладовыми, метроритмическими и структурными условиями его оформления. Естественное взаимоотношение между энергией линии и направленностью мелодического движения обусловливает древнейшую модель М. - нисходящую линию, начинающуюся с высокого звука (Л. А. Мазель: 'вершина - источник') и завершающуюся спуском или падением к нижнему устою. Однако ограничение прямолинейным движением примитивно и эстетически малопривлекательно. Художественный интерес составляют всевозможные его расцвечивания, вуалирующие его усложнения и моменты противоположности. Тоны мелодического ствола обрастают ответвлениями, рисунки которых придают М. гибкость, богатство, эстетическую выразительность:

Н. А. Римский-Корсаков. 'Царская невеста', ария Марфы.

Анализ мелодической структуры вышеприведенной арии.

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница М. - народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют старинные крестьянские М., привлекающие величавой эпической ясностью, глубиной чувства:

Ты, река ль, моя реченька (свадебная).

Мелодика григорианского хорала в противоположность античной характеризуется отрешением от связанных с телодвижением моментов и сосредоточением на смысле текста, возвышенном размышлении. Ритмика строго не фиксирована и зависит от произнесения текста:

Коммунио. Тон III.

Древнерусское певческое искусство типологически представляет собой параллель западному григорианскому хоралу, но резко отличается от него по интонационному содержанию. М. мастеров древнерусского певческого искусства - ценное культурное достояние русского народа.

Степенна знаменного распева. Глас 6 .

Европейская (в т. ч. и русская) мелодика нового времени основана не на старинных ладах (как средневековая), а на мажорно-минорной системе. Эстетически мелодика И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского направлена на наиболее полное раскрытие мира человеческой личности, индивидуума.

Мелодика 20 в. представляет картину большой пестроты, простираясь от архаики древнейших слоев народной музыки (И. Ф. Стравинский, Б. Барток) до приёмов новейших систем композиции (А. Веберн, К. Штокхаузен, П. Булез, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин и др.). Пример современной М.:

С. С. Прокофьев. 7-я соната для фортепиано, часть I.

Лит.: Шишов И., К вопросу об анализе мелодического строения, 'Музыкальное образование', 1927, | 1/2, 3/4; Тох Э., Учение о мелодии, пер. с нем., М., 1928; Беляева-Экземплярская С., Яворский Б., Структура мелодии, М., 1929; Курт Э., Основы линеарного контрапункта, пер. с нем., М., 1931; Мазель Л., О мелодии, М., 1952; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Riemann Н., Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 3, 2 . Aufl., W. - Zurich - L., 1956; Szabolcsi B., Bausteine zu einer Geschichte der Melodie, Bdpst. 1959.

Ю. Н. Холопов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.