Значение ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Виталий (Устинов) ( 1910 - 2006 ), митрополит, бывший Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви , возглавивший после своего ухода раскольническую группировку РПЦЗ(В) .

Митрополит Виталий (в миру Устинов Ростислав Петрович) родился 18 марта 1910 года в Петербурге в семье русского морского офицера. Редкое имя Ростислав он получил в честь одного из кораблей Черноморского флота, с детства ему была уготована военная карьера. Когда в 1920 году армия генерала Врангеля эвакуировалась в Константинополь , в ее рядах находился и 10-летний феодосийский кадет Устинов.

В эмиграции Ростислав жил в Югославии , где учился в кадетском корпусе в Белой Церкви . В 1923 его мать переехала в Париж и поместила сына во французский колледж им. Св. Людовика в г. Леманьзатем во Франции . Учась в школе, которой руководили иезуиты , не проникся симпатиями к католицизму (впрочем, "иезуитство" оппоненты владыки не раз ему припоминали).

В 1934 отбывал воинскую повинность во французской армии, и был зачислен в кирасирский (конный) полк. Дослужился до чина бригадира. Однако путь к большой военной карьере для русского эмигранта был закрыт, да и его интересы уже находились в сфере духовного.

В 1936 году он уходит в монастырь (с 1938 г. - в монастыре преп. Иова Почаевского в Карпатах). В 1939 г. пострижен в рясофор с именем Виталий, а в 1940 г. - в малую схиму . В 1941 г. был рукоположен архиепископом Берлинским и Германским Серафимом (Ладе) в сан иеромонаха. Иеромонах Виталий сразу же начинает служить на приходах Зарубежной церкви.

Служил на приходах в двух селах у самой границы Польши .

Владыка Виталий во время войны был простым иеромонахом, далеким от церковной политики. В конце войны он оказывается на севере Германии , где становится пастырем так называемых перемещенных лиц - граждан СССР , не желавших возвращаться в сталинское государство. Вместе с другим служителем Зарубежной церкви архимандритом Нафанаилом иеромонах Виталий спасает от выдачи сотни людей, поручившись перед британской администрацией, что они являются гражданами Польши, а не СССР. Вел активную миссионерскую работу в среде русских беженцев и военнопленных. В Гамбурге занимался устройством церковной жизни в лагере Фишбек , собрал монастырскую братию, основал типографию.

В Германии будущий первоиерарх пробыл до 1947 года, когда его перевели служить в Лондон , где до 1951 г. служит настоятелем Лондонского прихода (в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ)). На его энергию и распорядительность обращает внимание церковное начальство, лестные рекомендации ему дает и бывший соратник по работе с "перемещенными лицами", теперь уже епископ Нафанаил.

В 1951 году архимандрит Виталий получает епископский сан и отправляется служить в Бразилию .

В Бразилии создает монастырь, издает журнал "Православное слово". После его отъезда в Канаду бразильский монастырь пришел в упадок и был закрыт.

С 1955 - в Эдмонтоне в Канаде .

В Канаде владыка Виталий обустраивает перевезенную из Бразилии типографию, тоже выпускает журнал. Канадская епархия при архиепископе Виталии была одной из самых благоустроенных в РПЦЗ : поддерживавшийся в отличном состоянии кафедральный собор, трехэтажное архиерейское подворье, хороший хор.

С 1958 г. - архиепископ Монреальский и Канадский .

В 1986 году Архиерейский собор РПЦЗ избирает его первоиерархом с титулом митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского .

В октябре 2001 года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ на котором была принята отставка владыки Виталия. Новым первоиерархом избрали архиепископа Лавра (Шкурлу) , в течение последних лет бывшего "человеком № 2" в РПЦЗ. Однако дальнейшие события носили фантасмагорический характер. Сторонники Виталия, которыми руководила секретарь митрополита Людмила Роснянская, вызвали во время Собора к зданию Синода полицию, утверждая, что там захвачен человек - Виталий. Полиция приехала, разобралась и уехала. Недовольный происходящим владыка Виталий тоже покинул Собор и перебрался в Мансонвилль , на территорию своей бывшей Канадской епархии. Теперь уже Синод направил по следу беглецов полицию. Тут случилась история с психиатрическим освидетельствованием митрополита - в Синоде полагали, что престарелым иерархом манипулируют епископ Варнава, Роснянская и другие. Психиатр, впрочем, дал заключение скорее в пользу владыки, заявив, что "нет никаких ограничений для продолжения его нынешних занятий или профессии".

В Мансонвилле (Свято-Преображенский скит в канадском селении Мансонвилль под Монреалем) владыка Виталий провозгласил себя первоиерархом новой организации - Русской православной церкви в изгнании (РПЦИ), впоследствии переименованную в РПЦЗ(В) - "витальевцы". "Изгнанники" противопоставили себя абсолютному большинству православных, причем не только русских. Они подчеркнуто отказались от общения не только с Московским патриархатом , но и с РПЦЗ, со всеми экуменистами , в том числе и с Сербской церковью (в последнее время зарубежники вступили с ней в диалог).

Сначала в РПЦИ были два иерарха - владыки Виталий и Варнава (Прокофьев) . Но в течение ноября уже совершено три новых архиерейских рукоположения. Под юрисдикцию владыки Виталия переходят некоторые приходы РПЦЗ, в том числе и в России - те, что наиболее враждебно относятся не только к Московской патриархии, но и вообще к малейшим проявлениям модернизма (или даже примиренчества с модернизмом). Таким образом, на склоне лет митрополит Виталий, известный своей приверженностью церковной дисциплине, фактически пошел на раскол и оказался во главе секты с явно тупиковыми перспективами.

Так владыка Виталий, последний "зарубежный" первоиерарх в XX веке, ставший изгнанником в возрасте десяти лет, заканчивает свои дни тоже в изгнании - вдали не только от Родины, но и от Церкви, которой служил почти всю свою жизнь.

Скончался 25 сентября 2006 , около 19:45 по московскому времени в больнице канадского города Мансонвилль на 97-м году жизни.

Литература

Чуваков В.Н., сост. Незабытые могилы: Российское зарубежье: Некрологи 1917-1997: В 6 томах. М., 2004. Т. 4. с. 42.

Источники

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4640

http://zarubezhje.narod.ru/av/v_023.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.