Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Патриархи (греч. πατριάρκης - родоначальник, праотец) - так называются в Священном Писании (например Деян. 7, 8 , 9; Евр. 7, 4 ) благочестивые родоначальники народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на Синае , и бывшие исключительными носителями истинной религии и связанного с ней обетования о Спасителе .
Первые десять патриархов ( Адам , Сиф , Енос , Каинан , Малелеил , Иаред , Енох , Мафусал , Ламех и Ной ), как жившие до потопа, называются допотопными патриархами ; все они наделены были необычайной долговечностью и служили живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из патриархов, живших после потопа, особенно замечательны Авраам , как отец и родоначальник нового поколения верующих, а затем Исаак , Иаков и Иосиф . Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории.
Отличительной особенностью патриархальной эпохи является близкое и непосредственное общение патриархов с Богом и управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в "Ноевых законах"). В жизни патриархов усматривается как бы прообразование будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания, понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения для всего человечества — в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и воскресение — в жертвоприношении Исаака.
Странническая жизнь патрирхов не дозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким образом место богослужения и созданный однажды жертвенник навсегда пользовались особенным уважением и обычно избирались патриархом для новых жертвоприношений. Такими местами богослужения были гора Мориа , дубрава Мамре , Вефиль , Вирсавия и др.
В среде патриархов все обетования передавались по праву первородства , получаемому через особое благословение; охранялась святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками ( Быт. 34, 7 , 13, 31; Быт 38, 24 ; Быт. 26, 34 , 35; Быт. 27, 46 ). Почтительное повиновение родителям считалось главнейшей добродетелью. Семейная жизнь отличалась первобытной простотой; брак заключался с благословения и указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр. женитьба Исава ), ведших к семейным раздорам и недовольству.
В мирских делах господствовала патриархальная форма правления: власть сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; он распоряжался судьбой своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти ( Быт. 38, 24 ) и в случае внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам), за которым признавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода.
Литература
А. П. Лопухин "Руководство к библейской истории Ветхого Завета" (СПб., 1888);
А. П. Лопухин "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (Ветхий Завет; СПб., 1889);
А. Лебедев, "Ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент