(?????????? ? родоначальник, праотец) ? так называются в Священном Писании (см. например Деян. Апост. VII, 8, 9; Посл. к Евр. VII, 4) благочестивые родоначальники народа Божия (еврейского), жившие до закона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истинной религии и связанного с ней обетования о Спасителе. Первые десять П. (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной), как жившие до потопа, называются допотопными П.; все они наделены были необычайной долговечностью и служили живыми хранителями и истолкователями вверенного им обетования. Из П., живших после потопа, особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколения верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа оканчивается патриархальная эпоха библейской истории. Отличительной особенностью ее является близкое и непосредственное общение П. с Богом и управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в "Ноевых законах"). В жизни П. усматривается как бы преобразование будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания, понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения для всего человечества ? в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и воскресение ? в жертвоприношении Исаака. Странническая жизнь П. не дозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким образом место богослужения и созданный однажды жертвенник навсегда пользовались особенным уважением и обычно избирались П. для новых жертвоприношений. Такими местами богослужения были гора Мориа, дубрава Мамре, Вефиль, Вирсавия и др. В среде П. все обетования передавались по праву первородства, получаемому через особое благословение; охранялась святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт. XXXIV, 7, 13, 31; XXXVIII, 24; XXVI, 34, 35; XXVII, 46). Почтительное повиновение родителям считалось главнейшей добродетелью. Семейная жизнь отличалась первобытной простотой; брак заключался с благословения и указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр. женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству. В мирских делах господствовала патриархальная форма правления: власть сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; он распоряжался судьбой своих детей и домочадцев, производил суд и расправу, имел право жизни и смерти (Быт. XXXVIII, 24) и в случае внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам), за которым признавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имели еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего рода. См. А. П. Лопухин, "Руководство к библейской истории Ветхого Завета" (СПб., 1888); его же "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (Ветхий Завет; СПб., 1889); А. Лебедев, "Ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).
Значение слова ПАТРИАРХИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ПАТРИАРХИ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012