Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Можайск , город на реке Можайке близ впадения её в реку Москву. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1231 г.
В 1293 и 1382 гг. город был сожжён татарами, в 1341 и 1368 гг. его осаждали литовцы.
В 1303 г. он присоединён к Московскому княжеству . С 1389 по 1462 гг., при Андрее Дмитриевиче , третьем сыне великого князя Димитрия Донского , существовало удельное Можайское княжество . Оно процветало, но следующий князь, Иван Андреевич , своим участием в междоусобной войне на стороне князя Юрия Дмитриевича Галицкого вызвал поход на Можайск великого князя Московского и уничтожение Можайского удела.
Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится "деревянный образ святителя Николая , которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье и для жертвований; да сам великий князь каждый год жалует туда вклад святому". Предание о происхождении образа « Николы Можайского » говорит, что после горячей молитвы жителей осаждённого Можайска в соборе Святителя Николая последовало чудесное видение Святителя над храмом с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. Этот образ — одна из древнейших святынь Московской епархии . В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи. В 1547 г. Иван Грозный ездил "в Можайск к Николе". В 1559 г. он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении (предполагали, что она отравлена). В 1603 г. на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством; в 1648 г. царь Алексей Михайлович "праздновал Николе Чудотворцу в Можайску"; в 1680 г. царь Федор Алексеевич был здесь "на праздник святого Чудотворца Николая... Божественныя литургии слушал..." Неоднократно у святителя бывали святейшие патриархи Филарет , Никон , Иоаким , Адриан .
Массовое паломничество к святителю Николе, великому чудотворцу, преобразило небольшой пограничный город к западу от Москвы. В нём в начале XVII в. существовало 75 храмов: приходских, монастырских, придельных; появились 16 монастырей, подворья царей, цариц, патриархов. Вслед за тем развились вспомогательные службы нужды государева двора удовлетворяли дворы (конюшенный, соколиный, воловий), псарня, зверинец... Возле двора царицы существовала Царицына слобода, возле двора патриарха — Патриаршая. Ещё в середине XVI в. максимально расширился посад (пригород). В нём было около 2000 посадских и слободских дворов, не считая крупных царских, боярских, монастырских, церковных... Население составляло до 12 тысяч человек, а в летние периоды, с наплывом паломников-богомольцев, раза в полтора больше.
Расцвету Можайска способствовали также воинская ставка, сборы войск. Десять монастырей правильным кольцом окружали крепость, венчая ближайшие к ней холмы Якиманский, Борисо-Глебский, Троицкий, Пятницкий, Богородицкий, Петровский, Воскресенский, Благовещенский, Петропавловский, Мироносицкий. На восточной стороне посада монастыри Мокро-Никольский, Сретенский, Настасьинский. По холмам берега реки Москвы ещё три - Лужецкий, Васильевский, Алексеевский. Ещё два, Борисо-Глебский и Троицкий, стояли по сторонам большой Московской дороги. Восемь деревянных храмов посада окружали городской торг. Вокруг пруда на р. Можайке, перед государевым двором и крепостью, стояли церкви Святителя Николы Можайского и Воздвижения Креста Господня на Вратех, Успения Богородицы на площади возле Государева двора, Святителя Николы на самом дворе, Святых Козьмы и Дамиана за Государевым садом, Варвары Великомученицы, Иоанна Предтечи, Успения Богородицы, Андрея Стратилата против крепости. По высокому берегу р. Можайки — храмы Апостолов Петра и Павла, Жен Мироносиц, Мученика Никиты, Великомученика Георгия, Симеона Столпника, Иоакима и Анны, Трёх Святителей, Происхождения древ Честнаго Креста Господня на Давыдовой горе, Анастасии мученицы. Замыкал вид храм Святителя Василия Кесарийского на Васильевской горе.
Разорение, от которого город так и не смог оправиться, постигло его в Смутное время . Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы, предварительно разграбленные. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Тогда же были разграблены и сожжены дворы царя, царицы, патриарха. Поляки унесли с собой общерусскую святыню, образ святителя Николы Можайского (впоследствии вернули).
Зимой 1617 г. к восстановленной крепости подошёл, на пути в Москву, польский королевич Владислав IV с войсками. Долгие восемь месяцев он пытался взять твердыню, но напрасно. Тогда он поставил на Брыкиной горе всю свою артиллерию и в бессильной злобе многодневной канонадой стёр с лица земли остатки города. В 1624 - 1626 гг. Баженом Огурцовым, Михаилом Ушаковым и Фёдором Возоулиным под руководством И.В. Измайлова, начальника Приказа каменных дел, была сооруженановая кирпичная крепость.
Можайская земля — родина патриарха Иоакима . В городе у Троицкой церкви (на месте которой ныне стоит Дворец культуры) в 1656 г похоронен его отец, дворянин Пётр Иванович Савёлов.
В 1812 г. в окрестностях Можайска разразилось одно из самых кровопролитных сражений XIX в. — Бородинская битва . Город был полностью разорён. В нём остались тысячи русских раненых воинов, большинство из которых погибли.
В 1938 г. город снова утратил свою главную святыню. Образ святителя Николая Можайского лишили драгоценного одеяния и отправили в Москву, в реставрационную мастерскую И. Грабаря, а затем в Третьяковскую галерею .
Многочисленные жертвы были вызваны гонением на Церковь. В возрасте 73-х лет 21 октября 1937 г. был расстрелян архиепископ Можайский Димитрий .
В конце того же года были расстреляны можайские священники: о. Павел Понятский , о. Константин Любомудров (р.1879), о. Николай Сафонов (р.1900), о. Сергий Воскресенский (р.1893), о. Сергий Голощапов , о. Сергий Успенский (р. 1878).
Во время Великой Отечественной войны в городе были разрушены Вознесенский и Троицкий храмы, а в районе — храмы в сёлах Александрово и Глазово и сильно повреждены храмы с. Криушино и с. Ельня (разобраны после войны).
Гонения на Церковь в последующие годы привели к тому, что к началу 1980-х гг. на территории района богослужения совершались только в двух церквах, теперь же все церкви Можайского благочиния по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия восстанавливаются и в каждую из них назначены священнослужители.
9 мая 1998 г. архиепископом Можайским Григорием освящён скульптурный образ святитиля Николая, изваянный для города В. Клыковым . По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия над образом воздвигнута часовня.
Использованные материалы
http://www.voskres.ru/history/mojaisk.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент