Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Афанасий (+ после 1568), духовник Иоанна Грозного , митрополит Московский (1564-1566).
В миру Андрей.
Родился в г. Переяславле .
Был священником в Переславле-Залесском , с 1549 г. протопоп Благовещенского собора Московского Кремля .
В 1552 году сопровождал Иоанна Грозного в походе на Казань , будучи его духовником.
6 октября того же года освящал построенную в Казани церковь в честь Благовещения .
В 1554 году священнодействовал при крещении царевича Иоанна в Чудовом монастыре .
Принял постриг в 1562 г. в Чудовом монастыре с именем Афанасий, стал иноком Чудова монастыря .
24 февраля 1564 года после смерти митр. Макария избран в митрополита Московского . 5 марта 1564 года совершалась хиротония.
16 марта того же года утвердил уставную грамоту митр. Макария, данную Вологодскому Спасо-Преображенскому монастырю .
При митр. Афанасии на поместном соборе 1564 года было определено, чтобы Московские митрополиты носили белый клобук .
В конце апреля 1565 года и в 1566 году вместе с прочим духовенством ручался царю за боярина И.П. Яковлева и за князя М.И. Воротынского.
16 мая 1566 г. оставил митрополию "за немощью великою" и возвратился в Чудов монастырь .
Скончался после 1568 года. Погребен в Архангельской церкви Чудова монастыря.
Известна переписка с Иваном Грозным. Составил "Житие Даниила Переяславского", автор "Слова на перенесение мощей Николая Чудотворца", дополнил Степенную книгу , которая и после него стала дополняться таким же образом.
Занимался иконописью, поновлял икону Николая Великорецкого (совместно с митрополитом Макарием), писал копии с нее. В 1567 г. в Чудовом монастыре поновлял Владимирскую икону Божией Матери :
Того же лета (1567), июля, повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси поновлен бысть образ Пречистые Владимирские Лукина письма евангелиста, златом и камением украшен многим, что стоит в Пречистой соборной в богоспасаемом граде Москве, а поновлял бывший митрополит Афонасей.
Предположительный автор иконы Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая).
Литература
Соловьев С.М. История России. кн. II. с. 164, 165, 170.
Макарий, митр. История Русской Церкви. т. VI. с. 290.
Собко Н.П. Словарь русских художников. т. I. с. 167-168.
Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896. с. 125, 127.
Денисов. с. 95, 427.
Петров Л. Словарь. с. 30.
Карамзин Н.М. кн. III, т. IX. с. 30.
Строев. стб. 5.
Ратшин. с. 97.
Собрание госуд. грамот и договоров. т. I, II.
Сборник кн. Хилкова. СПб., 1879. с. 2-3.
Обзор русской духовной литературы. с. 162.
Чудов монастырь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1896. с. 45.
Жития святых на русском языке. Синод. доп. изд. П., 1916. с. 511, прим. 1.
М. Нкр. т. I. с. 64.
Скворцов Н., свящ. Московский кремль. // Русский архив. 1893. кн. 3. с. 12.
Русский архив. 1904. кн. 1. № 2. с. 299.
Исторический вестник. 1886. июнь. с. 617.
-"- -"- 1893. май. с. 466.
Н.Д. с. 13.
БЭЮ. т. II с. 342.
РБС. т. II. с. 368.
Ред.-сост. Кочетков Игорь Александрович. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М. "Индрик",2003.-816 с. ISBN 5-85759-213-5
Источники
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2652
http://nesusvet.narod.ru/ico/gloss/word_mitropolit_afanasiy.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент